В 2019 году, в год 10-летия «Сапсана», самый быстрый российский поезд ждут изменения. Новый интерьер и контракт на новые поставки… А вот от дополнительного 11-го вагона в РЖД отказались.
В свой первый рейс с пассажирами «Сапсан» отправился из Москвы в Петербург 17 декабря 2009 года. С тех пор началось регулярное движение поездов. Сперва «Сапсаны» ходили три раза в сутки, минимальное время в пути составляло 3 часа 45 минут.
За прошедшие 10 лет количество «Сапсанов» увеличилось до 15 пар в день. Часть поездов ходят сдвоенными составами – соответственно, в них не 10, а 20 вагонов. Один рейс продлен до Нижнего Новгорода. Ежедневно при условии полной загрузки «Сапсаны» перевозят до 20 тысяч человек туда и обратно.
Формально «Сапсаны» состоят из вагонов семи классов. Это базовый и эконом-классы (отличия между ними я так и не понял), «эконом +» с включенным питанием и розетками возле кресел, вагон-бистро с включенным питанием на 2000 рублей, а также бизнес-класс, первый класс и купе-переговорная.
Цены варьируются от тысячи рублей с небольшим при покупке билетов за 120 дней до 60-70 тысяч в купе переговорную (там могут ехать до четырех человек) в периоды повышенного спроса.
Со временем РЖД обещали увеличивать скорость «Сапсанов» и уменьшать время в пути, однако больших достижений в этом деле нет. За 10 лет время в пути сократилось всего на 15 минут: сегодня самый быстрый «Сапсан» – утренний – преодолевает расстояние между Москвой и Петербургом за 3,5 часа.
Остальные идут медленнее и с остановками. А жаль, ведь конструктивная скорость этих поездов позволяет им разгоняться до 350 км/ч, но из-за того, что «Сапсаны» используют те же рельсы, что и другие поезда, гонять им нельзя.
Как изменится интерьер «Сапсана»
Сейчас поезд внутри выглядит так.
17 декабря 2019 года, к десятилетию со дня запуска «Сапсанов», состоится презентация нового интерьера поезда. Сиденья станут шоколадно-бежевого цвета, будут установлены дополнительные розетки и USB-разъемы в вагонах эконом-класса. В вагонах добавится функция регулировки режимов освещения.
Кроме того, в бизнес-классе заменят кресла, улучшив их эргономику, сообщал ранее РИА Новости Антон Петров, директор скоростного сообщения РЖД.
Кроме того, в десятом вагоне поезда появится игровое пространство для детей, а в первом вместо одной переговорной сделают сразу две.
Новые поезда
На сегодняшний день в распоряжении РЖД есть 16 10-вагонных «Сапсанов».
Ранее были планы удлинить имеющиеся поезда на один вагон и купить еще 11 11-вагонных поездов. Однако теперь в РЖД отказались от этой идеи, поскольку удлинение составов потребовало бы реконструкции платформ (в сдвоенных поездах было бы по 22 вагона, они не помещались бы на нынешние платформы), а это обошлось бы в 3 млрд рублей.
Новые поезда будут собираться в немецком Крефельде, но «с использованием российских компонентов». Общая стоимость договора – 1,1 млрд евро, включая сервисное обслуживание сроком на 30 лет, пишут «Ведомости». Причем то самое «использование российских компонентов» увеличило стоимость поездов, но, видимо, позволило снизить стоимость сервисного контракта, отмечает издание.
Новые поезда поставят в период с сентября 2022 по июль 2023 года. Эксплуатировать поезда планируется на участках Москва – Санкт-Петербург (число рейсов планируется увеличить с 15 до 18 пар в сутки, из них 9 пар – сдвоенных) и Москва – Нижний Новгород (число рейсов планируется увеличить с одной до 3 пар в сутки), отмечает РЖД.