Во времена, когда в живописи верховодила Академия, хорошим тоном было не только изящно выписывать амурьи попки, но и склонять по-всякому классические сюжеты, самые популярные среди которых, конечно, - религиозные, мифологические и аллегорические. Частенько использовались также сюжеты литературные и исторические. Посмотрим на самые распространенные.
Религиозные сюжеты
Говорим «религиозный», подразумеваем «библейский». События Ветхого Завета широко представлены в иконописной и живописной традиции, самые любимые героини тут - сильные женщины, противостоящие мужчине, - Ева, Далила, Юдифь и Эсфирь.
Лидирует, конечно, Юдифь, отрезающая голову Олоферна. Это самый популярный сюжет, на который написано сотни картин, отличающихся разной степенью кровожадности. Моя любимая версия - "Юдифь" Артемизии Джентилески.
Примечательна драматическая подоплека создания этой картины. В 19 лет Артемизия была изнасилована у себя дома другом и коллегой отца, а на судебном процессе ее подвергли пыткам. Финальная версия "Юдифи" была написана в течение 7-и месяцев, которые длился суд. Так что картина вполне биографичная и потому такая эффектная.
Рисовали Юдифь также Рубенс, Джорджонне, Лукас Кранах старший, Густав Климт и многие другие авторы.
А вот один любимый мною сюжет - Вирсавия, случайно соблазнившая царя Давида, который увидел ее моющейся.
Согласно Библии царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Её муж в это время находился вдали от дома, на службе в армии того самого Давида, который грязно воспользовался ситуацией. В результате их отношений Вирсавия забеременела, и Давид впоследствии на ней женился.
Вирсавия появляется в работах Рубенса, Ханса Мемлинга, К. Брюллова, Риччи Себастьяно, Питера Ластмана, Рембрандта и Джованни Нальдини.
В отдельное крыло среди религиозных лично я выделяю эсхатологические сюжеты. Откровение Иоанна Богослова – последняя книга Нового завета, которая описывает конец света, - частенько использовалась живописцами для вдохновения.
Образы Апокалипсиса вдохновляли таких европейских художников, как Микеланджело, Эль Греко, Альбрехт Дюрер.
Мифологические сюжеты
Миф, как наиболее древняя форма передачи знания, – любимый источник сюжетов для многих поколений художников и универсальная лазейка изображения обнажённой натуры в самые пуританские времена.
В изобразительном искусстве мифологический жанр сформировался в эпоху Возрождения, когда художники начали использовать образы античных богов и героев, воплощая в них идеалы своего времени. Наиболее популярные сюжеты - Нарцисс и Эхо, похищение Европы, Одиссей и Навсикая, Прометей, Амур и Психея, Пигмалион и Галатея, Одиссей у Полифема, Геркулес и Омфала, Зевс и Леда.
Но победила всех по цитируемости, конечно, Даная, которая столько народу свела с ума.
В эпоху Просвещения мировое искусство освоило, помимо древнегреческих и римских, еще и северные и славянские мифы. Мой любимый цикл отсюда - иллюстрации к финскому эпосу "Калевала".
Получилось очень визуально насыщенно, а ведь это буквально по паре примеров религиозных и мифологических сюжетов. А их сотни, тысячи их! Про сюжеты аллегорические, исторические и литературные расскажу во второй части.