Миссия, которая проложила путь для посадки "Аполлона-11" на Луну, чуть не закончилась катастрофой.
22 мая 1969 года, спустя почти четыре дня и шесть часов после отлета с Земли, экипаж "Аполлона-10" наслаждался восхитительно безоблачным полетом. Скорее, это была самая обычная миссия на Луну.
Командир Том Стаффорд и пилот лунного модуля Джин Сернан только что вернулись с близкого расстояния от лунной поверхности и готовились к выполнению маневра, который выведет их на правильную лунную орбиту, чтобы воссоединиться с пилотом командного модуля Джоном Янгом, ожидающим в командно-служебном модуле. По расписанию включился подъемный двигатель.
А потом начался ад.
Команда увидела, как лунный горизонт несколько раз пронесся мимо их окна, когда Кернан закричал: “с**ин сын!- Лунный модуль "Аполлона-10" с двумя астронавтами на борту вышел из-под контроля в 402336 км от дома.
Аполлон-10 была генеральная репетиция для Аполлона 11.
"Аполлон-10" ознаменовал последний шаг НАСА перед полной посадкой на Луну с "Аполлоном-11". До этого момента космическое агентство подходило к посадке на Луну постепенно. "Аполлон-7" испытал командно-сервисный модуль (КСМ) на околоземной орбите в октябре 1968 года. Два месяца спустя "Аполлон-8" взял этот же космический корабль для испытательного полета на Луну, гарантируя, что он сможет войти и покинуть лунную орбиту без каких-либо проблем. В марте 1969 года "Аполлон-9" был первым, кто взял полный стек "Аполлона" для тест-драйва, пролетев как CSM, так и лунный модуль (LM) на моделируемой лунной посадочной миссии в относительной безопасности околоземной орбиты.
План миссии "Аполлона-10" был, по сути, генеральной репетицией посадки на Луну, которая должна была остановиться недалеко от поверхности. Это дало бы НАСА окончательную проверку того, что CSM и LM могут нормально летать на лунной орбите. Лунный посадочный модуль, позже прозванный Снупи, должен был опуститься почти до поверхности Луны, а затем снова состыковаться с Командным модулем.
Существовали некоторые опасения, что нерегулярная гравитационная среда вокруг Луны от массовых концентраций—так называемых масс-конусов—сбросит траектории космического корабля. Это также будет испытание систем связи как между двумя космическими аппаратами, так и между космическим аппаратом и Землей на лунных расстояниях. И это даст НАСА возможность сделать снимки предполагаемого места посадки "Аполлона-11" крупным планом.
В общем, миссия Аполлона-10 была непростой задачей, которая не открыла тайну лунной посадки.
Apollo 10 Выходит На Лунную Орбиту.
Экипажу потребовалось три дня, чтобы достичь Луны и выйти на лунную орбиту, где они прошли все фазы, ведущие к посадке на Луну. Во-первых, Стаффорд и Сернан в фильме "Снупи" отделились от командного модуля по прозвищу Чарли Браун. Затем они использовали большой спусковой двигатель, чтобы снизить орбиту Снупи, остановившись менее чем в 15,24 км над поверхностью. С этой высоты, примерно такой же, как при коммерческом полете через Соединенные Штаты, они видели лунные горы и кратеры более подробно, чем кто-либо из людей.
Продемонстрировав, что спусковой двигатель LM может успешно управлять космическим кораблем к поверхности,они двинулись вперед с постановкой. Это должно было имитировать момент старта с поверхности Луны. При посадке нижняя ступень спуска модуля служила стартовой площадкой для ступени подъема экипажа, меньший двигатель которой должен был вывести ее с поверхности на орбиту для встречи и стыковки с ожидающим командным модулем. На "Аполлоне-10" Стаффорд и Сернан сделают то же самое на орбите.
Стаффорд передвинул переключатель из безопасного положения на сцену, активируя небольшие взрывчатые вещества, которые силой отделяли ступень подъема от ступени спуска. Но вместо плавного полета корабль начал бешено вращаться, раскачиваясь,раскачиваясь и раскачиваясь вокруг всех трех осей. Почти сразу же Стаффорд увидел желтый огонек на приборной панели. Компьютер был близок к потере ориентации в пространстве, а это означало, что экипаж понятия не имел, где они находятся и как добраться домой.
- У нас неприятности, - сказал командир Том Стаффорд.
“Сукин сын!- Крикнул Сернан, когда они увидели разделенную лестницу, проходящую мимо окна.
- У нас неприятности, - согласился Стаффорд.
Космический корабль никогда не заходил в карданный шлюз. Стаффорд отреагировал быстро и начал вручную корректировать вращение и вращение, чтобы вернуть корабль в правильное положение для дальнейшего подъема. Менее чем через четыре минуты после начала постановки все успокоилось.
- По-моему, у нас все шарики на месте, - крикнул Стаффорд Хьюстону.
Только позже экипаж узнал, что именно произошло. Из-за серии мелких ошибок со стороны экипажа система наведения была направлена не в ту сторону. Странная установка в космическом корабле оставила систему аварийного наведения, ищущую CSM в то время, когда она не должна была быть, и поскольку она не была рядом с тем, куда целился экипаж, она отправила их на пугающее вращение.
Приводнение
Стаффорд и Сернан вернули фильм на круги своя, и менее чем через два часа вся команда воссоединилась, когда Снупи пришвартовался к Чарли Брауну на дальней стороне Луны. Выйдя из радиомолчания, Стаффорд сообщил Хьюстону хорошие новости. - Снупи и Чарли Браун обнимаются.”
Остальная часть миссии "Аполлона-10" прошла без инцидентов, вплоть до всплеска в Тихом океане 26 мая. Несмотря на инцидент с spin out, Apollo 10 считался достаточно успешным, что НАСА решило пойти на посадку со следующей миссией Apollo 11.
Что касается экипажа, то после того, как он приблизился к Луне, Джон Янг и Джин Сернан в 1972 году вышли на поверхность в качестве командиров "Аполлона-16" и "Аполлона-17" соответственно. Том Стаффорд, тем временем, командовал американской половиной первой совместной американо-советской миссии-испытательного проекта "Аполлон-Союз" в 1975 году.