Родители, которые обеспокоены тем, чтобы их ребенок не был слишком доверчив к людям, проводят с ним беседу. Они учат его не разговаривать с незнакомцами и тем более верить им. Но, некоторые мамы и папы, считают, что нельзя убеждать ребенка в том, что все люди, которые его окружают - нехорошие и злые. И что такие запреты не пойдут на пользу ребенку, а наоборот сделают его необщительным и закрытым для окружающего мира. Но, это совсем не так. Он будет обычным человеком, открытым для общения, но разбирающийся в людях. Самое главное, чтобы родители не перестарались.
Люди добрые и злые
Ребенку достаточно знать одну простую истину, что люди делятся на добрых и злых людей. А так как злые люди могут причинить вред и способны на плохие поступки, то от них нужно держаться подальше. Конечно же, со временем ребенок сам поймет это, только родители должны эту информацию более четко отразить в его сознании. Ведь, ребенок не раз наблюдал и зло, и добро в любимых сказках, мультфильмах. После просмотра мультфильма, например, можно сказать ребенку, что в настоящем мире все происходит точно также, бывают как хорошие люди, так и плохие.
Грузить ребенка деталями о педофилах не нужно, так как у ребенка восприимчива психика. А вот подростку, можно предложить почитать криминальную хронику в газете. Ему это будет полезно. Пусть знает, что творится в мире. Ведь, в подростковом возрасте дети меньше прислушиваются своих родителей, поэтому просить его, чтобы он остерегался незнакомых людей, не так-то просто.
Обычно трехлетние детки очень общительны и на улыбку взрослого человека могут подойти и побеседовать с ним. А если этот человек пообещает ребенку шоколадку или дорогую игрушку, он пойдет с ним.
Несколько правил, чтобы избежать неприятностей
Что же еще можно придумать, чтобы обезопасить ребенка от нехороших людей. Ведь, обсуждений о добре и зле, будет недостаточно.
Правило №1
Если ребенок уже отличает злого человека от доброго, он также должен четко отличать своих людей от чужих. У него должно быть понимание, что человек, которого он не знает, является чужим. И уже совсем неважно, кем он себя представляет.
Правило №2
Родители должны объяснить своему ребенку, что общаться с незнакомыми людьми он может только в том случае, если спросит у них разрешение. Ребенок должен четко действовать этому правилу. И прежде чем, он куда-то пойдет с чужим человеком, то обязательно должен отпроситься у взрослых, ими могут оказаться и бабушка с дедушкой.
Чтобы убедиться, что ребенок все понял, можно понаблюдать за ним, когда он будет общаться с человеком, которого он не знает, но которого знают родители. Очень важно проследить за тем, чтобы ребенок подошел к родителям и спросил разрешения, прежде чем куда-то пойдет с незнакомцем или примет от него какой-то презент. Возможно, что ребенок может произнести такую фразу: «Мне мама не разрешает разговаривать с чужими людьми и что-то принимать от них». Если даже ребенок так отвечает, значит, он уже усвоил это правило.
Правило №3
У ребенка для постороннего человека должна быть всегда готова ключевая фраза: «Вы не мой папа, я вас не знаю».
Чаще всего на уловки недобросовестных людей попадаются воспитанные и скромные дети, так как они усвоили урок, что со старшими нужно вежливо разговаривать, а при встрече – здороваться. Поэтому ребенку просто необходимо знать, несмотря на то, что он вежлив и доброжелателен к чужому человеку, он имеет право ответить ему отказом. Ведь, ребенок не грубит и никого не оскорбляет, он в вежливой форме отказывается куда-либо с ним идти.
Но, если ребенок будет с посторонним человеком разговаривать невежливо и на повышенных тонах, то окружающие воспримут это, как ссору «отцов и детей». А если ребенку действительно нужна чья-то помощь в такой ситуации, то ему просто нужно повторять ключевую фразу. Люди обязательно обратят внимание и протянут руку помощи ребенку, не оставшись в стороне.
Если у родителей есть сомнения, что их ребенок недостаточно усвоил все, что ему было сказано, то можно провести эксперимент. Достаточно просто договориться со своим знакомым, которого ребенок не знает, чтобы он попробовал познакомиться с ребенком. И уже, исходя из этого, можно будет делать выводы. Возможно, что ребенок вел себя неуверенно, либо взболтнул лишнее. Нужно учесть все нюансы и еще раз во всем разобраться.
Правило №4
Наверняка, каждый ребенок знает сказку о волке и козлятах. Так же и в жизни, он должен знать, что когда он дома остался один, дверь никому нельзя открывать. Мама должна предупредить, что у нее есть ключи от дома, поэтому, когда она вернется, то сама откроет дверь.
Но, если вдруг у ребенка через дверь завязался разговор с незнакомцем, то нужно научить ребенка, как правильно отвечать на вопрос: «Кто-нибудь из взрослых есть дома?». Ребенок должен ответить, что он дома не один. Его папа и мама в данный момент спят, поэтому не могут подойти.
Вполне вероятно, что за дверью может оказаться совершенно неопасная личность (знакомый или близкий человек), который будет дожидаться, когда проснутся родители. Он, конечно же, будет удивлен, когда встретит их в подъезде. Но, все же лучше оказаться в такой нелепой и неприятной ситуации, чем подвергнуть своего ребенка опасности.
Нужно предвидеть любую ситуацию
Когда незнакомец предлагает конфету или пойти с ним, то ребенок уже знает, что здесь его подстерегает опасность и никуда с этим человеком идти не нужно. Но, стоит только этому человеку сказать: «Пойдем смотреть щенка!» или «Пойдем к твоей маме на работу!», он становится доверчивым и ему кажется, что этот человек для него не представляет опасности. И это не его вина. Значит, родители не научили его основным правилам, которым он должен следовать. Ему нужно понять, что на любые просьбы чужого человека нужно отвечать отказом и никак иначе. Исключением может быть только разрешение родителей. Тем более, сейчас у современных детей есть мобильный телефон, которым можно воспользоваться.
Друзья ребенка могут быть опасными
Очень важно обращать внимание, с какими ребятишками общается ребенок. Иногда другой ребенок может подтолкнуть на такие поступки, которые опасны для жизни: например, он может предложить прыгнуть с крыши какого-нибудь невысокого здания, перебежать дорогу перед автомобилем, засунуть что-нибудь в отверстие розетки. Нужно заранее предвидеть такие ситуации и объяснить ребенку, что так делать нельзя.
Малыши еще не умеют отличать злого человека от доброго. Главный критерий для ребенка – это улыбка. Если человек улыбается, значит, он добрый. Но, такой критерий весьма ненадежный.
Примерно с 6 – 7 лет ребенок начинает разбираться в людях. Это и жизненный опыт родителей, герои из детских фильмов. Когда у ребенка перед глазами будет наглядный пример, можно будет отказаться от всех правил, так как ребенок повзрослел и все и так уже знает.