Найти тему
Анастасия Лобская

Десять церквей Рима, которые стоит посетить

Рим – самый богатый на церкви город мира: их там более 900. Некоторые из них – настоящие бесплатные музеи. Мы выбрали 10 самых интересных церквей, в которые обязательно следует заглянуть.

1.
Латеранская базилика (Сан-Джованни) с римской дверью

Базилику Сан-Джованни, освященную в честь двух святых Иоаннов, Крестителя и Богослова, стоит увидеть хотя бы потому, что именно она, а вовсе не собор Святого Петра в Ватикане, является самым главным католическим храмом в мире. Из богатого декора церкви наибольшего внимания заслуживает центральная бронзовая дверь. Еще в Древнем Риме она закрывала вход в сенатскую курию, а в XVII веке ее отреставрировал и перенес на новое место архитектор Франческо Борромини. Через дорогу от Сан-Джованни можно увидеть странное зрелище: люди на коленях поднимаются по мраморной лестнице. Это Scala Santa – святая лестница. По легенде, она находилась во дворце Понтия Пилата, и по ней шел на суд Иисус Христос. Мраморные ступени привезла в Рим мать императора Константина Елена. Лестница ведет в «святая святых» - личную капеллу папы римского. Если нет желания ползти к капелле на коленях, для туристов, атеистов и лентяев есть обычная лестница, сбоку от святой.

2. Пантеон с самым широким куполом

Cчитается, что самый впечатляющий из дошедших до нас памятников древнеримской архитектуры спроектировал лично император Адриан во II веке нашей эры. По крайней мере, Адриан питал страсть к архитектурным элементам в форме куполов, а купол у Пантеона такой, что по ширине ему до сих пор нет равных во всем Риме. В древности массивный храм был посвящен всем богам, сейчас – всем святым мученикам, то есть назначение его практически не изменилось. Когда-то Пантеон был украшен бронзовыми пластинами, но они продержались лишь до XVII века. Папа Урбан VIII (в миру Маттео Барберини) распорядился снять с древнеримского гиганта облицовку и отлить из нее навес для алтаря собора святого Петра. Современникам не понравился мародерский жест папы, и его память была увековечена в поговорке: «Чего не сделали варвары (barbari), сделал Барберини».

-2

3. Собор Святого Петра - жемчужина Рима

Невозможно оказаться в Вечном городе и пройти мимо самого известного собора во всем мире. Сан-Пьетро – настоящая сокровищница мирового искусства. К его созданию приложили руку величайшие художники и архитекторы своего времени. Купол проектировал Микеланджело Буонарроти, колоннаду на площади и бронзовый навес для алтаря – Джан Лоренцо Бернини, фасад – работа Карло Мадерны. В капелле справа от входа выставлена дебютная статуя великого Микеланджело – знаменитая «Пьета». Еще интереснее то, что находится не внутри, а под собором: Сан-Пьетро стоит на месте огромного и прекрасно сохранившегося римского кладбища. Место для храма было выбрано не случайно. Считается, что базилика построена точно над могилой святого Петра, казненного во время гонений на христиан при императоре Нероне. В подземелья собора можно попасть. Для этого нужно написать письмо в Управление раскопок Ватикана (Ufficio Scavi) и заплатить за экскурсию на итальянском или английском языке.

-3

4. "Слоеная" базилика святого Климента

Мимо базилики святого Климента, которая находится в паре сотен метров от Колизея, ежедневно проходят толпы туристов. Большинство из них даже не догадывается, что скрывается за неприметным входом. Между тем, эта церковь могла бы стать символом Рима вместо собора Святого Петра, ведь она как нельзя лучше отражает сущность вечного города. Базилика святого Климента – это «слоеный пирог», каждый следующий ярус которого стариннее предыдущего. Из средневековой церкви можно попасть в древнюю базилику, а если спуститься еще ниже – в древнеримский храм бога Митры и склады-зернохранилища. Последние находятся уже так глубоко, что оттуда слышно гул подземной реки. Лингвистам может быть интересна могила святого Кирилла – создателя алфавита-кириллицы, и древние фрески, изображающие сцены из жизни святого Климента. На одной из них можно обнаружить самый ранний пример художественного использования письменного итальянского языка. Это не очень приличное восклицание означает «Дети падшей женщины, тяните!».

-4

5. Церковь святого Августина с фреской Рафаэля

Во времена Ренессанса в Риме падшим женщинам жилось не очень-то легко. В эпоху всеобщей религиозности им не дозволялось принимать участие в праздничных церковных ритуалах практически нигде, за исключением одной церкви – святого Августина.  В свете этого довольно символично выглядит тот факт, что моделью для «Мадонны Лорето» Караваджо, которая висит в этой церкви в капелле слева от входа, скорее всего, стала женщина легкого поведения, приятельница скандального художника. Еще один шедевр, украшающий Сант-Агостино – фреска Рафаэля Санти «Пророк Исайя». Облик этого ветхозаветного персонажа так сильно напоминает сивиллу Микеланджело с потолка Сикстинской капеллы, что Рафаэля можно заподозрить в плагиате. И совершенно справедливо: действительно, фреска появилась после того, как Рафаэль тайно проник в Сикстинскую капеллу и увидел незаконченную работу своего конкурента. Микеланджело был в гневе, но наказать Рафаэля никак не смог.

-5
-6

6. Санта-Мария-делла-Паче с двориком Браманте

Еще одна римская церковь, где можно увидеть фреску Рафаэля Санти: «Сивиллы и ангелы» находятся над аркой капеллы справа от входа. Если пройти чуть дальше, внутри Санта-Мария-делла-Паче есть уютный дворик, спроектированный другом Рафаэля, архитектором Донато Браманте. На втором этаже там находится кафетерий, цены в котором намного ниже, чем в ресторанах переполненной туристами соседней площади Навона.

-7

7. Санта-Мария-дель-Пополо с картинами Караваджо
Широкую известность Санта-Мария-дель-Пополо приобрела благодаря роману Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Речь там шла о капелле семейства Киджи, спроектированной Рафаэлем Санти. Капелла украшена барочными, активно жестикулирующими скульптурами пророков, две из которых принадлежат резцу Джан Лоренцо Бернини. Но это не единственные сокровища Санта-Мария-дель-Пополо. В ней хранятся полные драматизма картины «Распятие святого Петра» и «Обращение святого Павла» кисти Караваджо.

-8

8. Сан-Пьетро-ин-Винколи с двухметровым Моисеем Микеланджело
Главная реликвия церкви святого Петра в веригах (так переводится ее название) – цепь, в которую по легенде был закован апостол перед казнью. Но многочисленных туристов привлекает сюда не столько святыня, сколько мраморная гробница, изготовленная Микеланджело для папы Юлия II. Работа над шедевром обошлась Микеланджело во всех смыслах дорого. Юлий II не смог финансово потянуть масштабный проект, не оплатил уже заказанный для надгробия мрамор и так испортил отношения с Микеланджело, что скульптор в гневе покинул Рим. Несмотря на усеченную реализацию, надгробие роскошно. Центральная фигура – Моисей – в высоту превышает два метра.

-9

9. Санта-Мария-дельи-Анджели в римских термах

Еще один масштабный проект Микеланджело, церковь  Санта-Мария-дельи-Анджели-э-дэй-Мартири находится через площадь от крупнейшего римского вокзала Термини. Фасад выглядит очень скромно – простой крест на облупившейся кирпичной кладке. Но интерьер поражает размерами и богатством декора. Интересно, что церковь занимает всего одно помещение терм (общественных бань),  построенных во времена римского императора Диоклетиана. Гигантомания императоров не знала границ – в древности термы Диоклетиана занимали практически весь район современного вокзала.

-10

10. Церковь Христа (Иль-Джезу) с 3D потолком
Церковь Христа, или, как ее называют итальянцы, Иль-Джезу, имеет колоссальное значение для истории искусства: ее архитектура ознаменовала переход от эпохи Возрождения к эпохе барокко. Главная «фишка» Иль-Джезу – впечатляющий потолок, роспись на котором создает эффект 3D. Кстати, в Риме есть еще один храм с похожим «объемным» потолком – святого Игнатия (San Ignazio). Обе церкви принадлежат ордену иезуитов.