Римляне относились к любым богам весьма прагматично. Известная формула, определяющая религиозный настрой во время жертвоприношений с древних времён звучала так: «Я даю, чтобы ты дал». Человек даёт богу жертвы и молитвы, бог в свою очередь даёт человеку удачу, помогает в трудную минуту, придаёт смысл его жизни. С этой точки зрения, монотеизм заведомо удобнее, чем культы множества богов. И проще, с любой точки зрения — молиться можно одному божественному лику, а не вспоминать, кто из богов отвечает за то, в чём сейчас возникла нужда.
Нет риска, что другой бог, не дружащий с этим, обидится и навредит. Да и общественная мысль к началу первого века н.э. в Римской империи была подготовлена к принятию именно монотеистического культа. Греческие философы, начиная с Платона, склонялись к монотеизму. А постоянно меняющиеся культы божественных императоров разлагали и дискредитировали саму основу веры в обычных языческих богов.
Неудивительно, что в первом веке появились люди, поклоняющиеся таинственному новому богу. Они собирались в катакомбах, на закрытых сборищах в городах, в тайных святилищах возле военных лагерей. Своего бога они почитали как спасителя человечества. Вера в этого бога шла не сверху, от официальных понтификов, а из общин городских и сельских низов. Этот культ пришёл из отдалённой восточной провинции Империи. Он провозглашал равенство всех верующих в него и блаженство после смерти. День рождения нового бога отмечали 25 декабря. На трапезах в его честь адепты вкушали вино и хлеб, как символ воскрешения бога. Этого бога звали Митра.
Культ Митры зародился в зороастрийской религии, он пришёл из Персии через эллинистический восток Римской Империи. Ещё Плутарх в 67 году до н.э. описывал тайные ритуалы Митры, которые совершали в пещерах киликийские пираты. Однако римский митраизм, по мнению современных историков — это самостоятельный культ, зародившийся именно на римской почве. Он заимствовал и имя бога, и всю связанную с ним символику из восточных источников. Римляне делали так часто, например храм египетской Исиды в Риме тоже был. Митра, как воплощение бога света Ахуромазды, победитель демонов и всякого зла, пришёлся по вкусу римлянам. Его культ распространялся среди низов общества, поскольку объединял верующих в общины и помогал совместно справляться с жизненными трудностями. Также он привлекал утончённых аристократов, поскольку давал возможность участвовать в странных ритуалах и вместе с этим обсуждать тонкости противостояния Света и Тьмы с использованием высокоинтеллектуальной греческой философии.
Особенно культ Митры-победителя пришёлся по вкусу римским солдатам. Этот культ не нуждался в помпезных храмах: богослужения могли проводиться прямо в походе. Он объединял верующих и склонял их помогать друг другу во всём, вплоть до самопожертвования в бою. Он обещал адепту возрождение и вечную жизнь после смерти бренного тела. Когда эта вера стала популярной, даже императоры не гнушались участвовать в мистериях в честь Митры.
Итак, митраизм распространялся в римском народе по тем же причинам, что и христианство. Даже символом Митры был крест в круге, в то время как ранние христиане крест не использовали, ибо он изображал орудие казни, на котором распяли Христа. Христианство впоследствии многое заимствовало из культа Митры. Если бы не появилось христианство, митраизм безусловно имел шансы стать официальной религией позднего Рима, а затем, возможно, и средневековой Европы. Как бы развивались события в этом случае?
Император Константин видит знак креста на фоне Солнца и надпись «Сим победиши!», после чего выигрывает битву у Мульвийского моста. Он обращает Империю в митраизм. Отныне митраистские братства и римское государство действуют совместно. Император проводит Соборы глав общин — в 314 г. н.э. в Арелате и в 325 г. в Никее. На последнем из них сформулирован Никейский символ веры и структура митраистской церковной организации Империи. В Риме строится грандиозный центральный храм — Митреум. Золотой крест в круге венчает его величественный купол.
После падения Западной Римской Империи, только братья Митры с большим трудом сохраняют культурное единство Европы. Со временем Верховный Жрец обретает не только духовную, но и светскую власть над разрозненными королевствами. Рим становится религиозным центром — Митрополией, де-факто направляющей политику королевских дворов. В Восточной Римской Империи жречество Митры, возглавляемое Митрополитом Константинопольским, остаётся подчинённым власти Императора Византии. И вот однажды, объединённые силы европейских рыцарей высаживаются в Азии для Крестового похода к святым землям Персии, дабы освободить родину Митры от язычников…
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев