Найти в Дзене
muntaqa.info

Особенности, связанные с временем сухура (принятие пищи перед дневным постом)

Оглавление

1. Начало времени сухура

Пишет имам Марьи ибн Юсуф аль-Карми аль-Ханбали (1033 г.х.): "Его начало - с половины ночи".
См. "Гая аль-мунтаха" 1/357.

Это положение особенно важно для постящихся в зимнее время, когда ночь длинная, а день короткий. Если прошла половина ночи, то можно поесть с намерением, что это сухур, и затем лечь спать до самого утреннего намаза. Так получится выполнить сунну и найти больше времени для сна, если есть сложность в том, чтобы встать в более раннее время.

2. Желательно откладывать сухур поближе к началу поста, но не на время сомнения (шакк) в наступлении фаджра

В шариатских науках есть своя градация объективной уверенности в каком-либо положении. На практике она встречается довольно часто и представлена четырьмя категориями:

  • "Уахм" - допущение, наименее вероятное предположение. Это состояние, когда наличие чего-либо допускают с небольшой вероятностью, меньше 50%.
  • "Шакк" - сомнение. Это состояние, когда наличие и отсутствие чего-либо допускают с одинаковой вероятностью, т.е. 50/50.
  • "Занн" или "галяба аз-занн" - наиболее вероятное предположение. Это состояние, когда наличие чего-либо допускают с большой вероятностью, более 50%.
  • "Якын" - убежденность, очевидное знание. Это состояние, когда есть сформированная на основе категоричного знания полная уверенность в чем-либо, т.е. 100%.

В правилах, касающихся сухура и ифтара, эта градация применяется в том числе.

Так, что касается сухура, то его желательно откладывать только до тех пор, пока есть "занн", что все еще продолжается время ночи.

Пишет имам поздних ученых-ханбалитов, шейх Мансур ибн Юнус аль-Бухути (ум. 1051 г.х.): "Сунной является откладывать сухур, если нет опасения наступления второго (истинного) рассвета, согласно хадисам, среди которых переданный Зейдом ибн Сабитом, который сказал: "Мы провели сухур с пророком, мир ему и благословение Аллаха, затем встали для молитвы (намаза фаджр)". Я спросил: "Сколько времени было между ними (между окончанием сухура и началом фаджра)?" Он ответил: "По размеру прочтения пятидесяти аятов". В передаче хадиса сошлись аль-Бухари и Муслим. И потому что это больше укрепляет для поста, к тому же постящийся оберегается от ошибки и выходит из разногласия».
См. "Кашшаф аль-кына'" 2/331.

Разногласие, о котором идет речь, заключается в том, можно ли принимать пищу, когда "занн" о том, что все еще ночь, переходит в "шакк". Некоторые ученые не разрешили продолжать прием пищи в это время. И если постящийся ограничится временем "занна", прекратив есть и пить до наступления "шакка", то тем самым избежит попадания в ситуацию о которой разногласят ученые: действителен пост такого человека или нет.

3. Принимать пищу и питье во время сомнения (шакк) в наступлении фаджра разрешено

Когда заканчивается "занн" и начинается "шакк", откладывать сухур перестает быть желательным и остается просто разрешенным. Таково решающее мнение в ханбалитском мазхабе.

Пишет шейх Абу ас-Саадат аль-Бухути: "Не считается порицаемым (макрух) еда и питье при сомнении (шакк) в наступлении времени второго (истинного) рассвета. Сказал Ахмад, как передал Абу Дауд: "Если он сомневается в наступлении фаджра, то может есть пока не станет убежден в его наступлении". - Потому что основа в том, что продолжается время ночи".
См. "Кашшаф аль-кына'" 2/331.

Источник: Культура и правила сухура и ифтара. Ханбалитский фикх

Телеграм-канал: https://tele.click/muntaqa_info
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Инстаграм: https://instagram.com/muntaqai
Фейсбук: https://www.facebook.com/muntaqainfo
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh