Найти в Дзене
ПРОЕКЦИЯ

"Неудобные" художники Венецианской биеннале

Оглавление

Сам себе герой

Михаил Борисов подводит персональные итоги Венецианской биеннале, выделяя самые интересные проекты, на которые точно стоит обратить внимание.
Вы читаете третий выпуск. Ссылки на предыдущие материалы вы найдете в конце статьи.

© Martin Gutierrez
© Martin Gutierrez

Классическая тема собственного «я» в качестве объекта и инструмента исследования одна из популярных, тема доступна и не требует внешних инвесторов.

© Martin Gutierrez
© Martin Gutierrez

Мартин Гутьерреc (Martin Gutierrez), художник из Бруклина, наряжается на индейский лад, наносит макияж в духе туземных раскрасок, принимает архетипические позы, имитирующие мелодраматическую поп-культуру национальных сериалов и фотографируется. Фотосессии оформляет в журнал, замаскированный под глянец.

© Martin Gutierrez
© Martin Gutierrez

Проект называется «Женщина коренной народности». Фото в журнале чередуются с фальшивой рекламой несуществующих косметических товаров и духов. Гутьеррес представляет себя как социальный конструкт.

«Я смотрю на фотосессии как на личный сверхконтролируемый перформанс, эфемерная красота преобразуется в чувство, и такой перформанс может запомниться на всю жизнь», - говорит Мартин в интервью журналу Vice.

© Martin Gutierrez
© Martin Gutierrez

Мартин - трансгендер c индейскими корнями, глянцевый журнал для него - юмористический ответ на вопрос о сексуальности и прочих идентичностях. «Нас учат искать лица, разбирать их на части и спрашивать, что это за человек? Мужчина или женщина? Какого возраста? Откуда родом?

© Martin Gutierrez
© Martin Gutierrez

Мы смотрим на вещи как на черное и белое, когда так много серого. Даже те, кто думает, что они в черном или белом - у них ноги в сером», - говорит Мартин.

Фотографии стилистически отсылают к классике – Ирвину Пену, Аведону и в целом журнал в единственном экземпляре выглядит как свидетельство задорно проведенного времени.

365 дней протеста

Занеле Мухоли позиционирует себя прежде в первую очередь как художественная активистка. Она отстаивает права сексуальных меньшинств в Южной Африке. Фото для нее - инструмент борьбы. Занеле училась фотографии в Йоханнесбурге, в Канаде, в университете Райерсон защитила диссертацию на тему изображения чернокожих лесбиянок в искусстве после падения режима апартеида в ЮАР. Она работала в газете, известность ей принес документальный фотопроект о так называемом «исправительном изнасиловании» и «невидимой жизни черных лесбиянок», показанный в 2012 году в рамках выставки Documenta.

© Zanele Muholi
© Zanele Muholi

В 2014 году Занеле Мухоли начала серию автопортретов «365» - одна фотография в день. «Я живу как черный человек 365 дней в году, и есть много событий и переживаний, которые я проживаю в течении года. Я стремилась создать карту этих переживаний и конкретных моментов унижения, которые я испытала.

© Zanele Muholi
© Zanele Muholi

Некоторые работы основаны на собственном опыте, другие - на сообщениях из СМИ о преступлениях и насилии на почве сексуальной и расовой нетерпимости», - комментирует проект Занеле.

© Zanele Muholi
© Zanele Muholi
«Приезжая в Европу, вы тут же подвергаетесь пристрастному допросу, после которого чувствуешь себя как мусор, и я всегда удивляюсь, почему это происходит с такими как я».

©Текст: Михаил Борисов

В первом выпуске - американский скульптор Джимми Дарем (Jimmie Durham) создаёт скульптуры, посвященные проблемам коренного населения Америки — индейцам.

Вторая часть посвящена видеоэссе "Белый альбом" из найденных телефонных записей и телевизионных хроник видеограф, оператор, создатель киностудии «черного кино» Артура Джафа.

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.