Когда-то от слова «Туркестан» экзотикой веяло посильнее, чем от какого-нибудь Дикого Запада. Обширная и загадочная окраина Российской империи поражала воображение не только редких иностранцев, но и подданных российского императора. Российская империя включила эти территории в свой состав только во второй половине XIX века, и осваивать их приходилось, не зная толком местных языков, обычаев и верований. Огромную роль в этом освоении сыграло молодое тогда искусство фотографии. В XIX — начале XX века фотографы отправлялись в Туркестан, как золотоискатели в Америку, — они не представляли, чем закончится их авантюрное путешествие. Могли открыть золотые россыпи малоизвестных культур и фантастических ландшафтов, а могли навсегда упокоиться среди горячих мертвых песков или на соленых морских берегах. Некоторые из этих фотографов были военными и работали в Туркестане по долгу службы.
Сегодня в Петербурге открывается международная конференция «Другой Туркестан: неизвестные фотографии азиатской окраины Российской империи». Проводят ее Европейский Университет в Санкт-Петербурге (Россия) и международная неправительственная организация Обсерватория Alerte Héritage (Франция/Канада) при участии Фонда Герды Хенкель (Германия), Университета Гента (Бельгия) и Фонда Марджани (Россия). Организаторы конференции — профессор Европейского университета, антрополог Сергей Абашин и генеральный секретарь Обсерватории Alerte Héritage, историк Светлана Горшенина.
Это уже третья конференция, темой которой стала так называемая российская имперская фотография XIX — начала XX веков. Первая и вторая прошли в Базеле и в Мюнхене, теперь, наконец, дело дошло и до России. Так или иначе, нынешняя конференция уникальна — и уникальна вдвойне. Во-первых, она целиком посвящена только туркестанской фотографии царского времени и первых десятилетий советской эпохи. Во-вторых, речь на ней пойдет в первую очередь о редких, малоизвестных или вовсе неизвестных фотографиях.
Туркестанские фотографии стали темой для исследований еще в начале 50-х годов прошлого века. Но особенно активно ими занимались последние тридцать лет — главным импульсом стала перестройка и обретение независимости бывшими советскими республиками. В новых условиях базой для изучения оказались не только крупные государственные коллекции вроде «Туркестанского альбома», экземпляры которого разбросаны по разным хранилищам, в частности, в Библиотеке американского конгресса, но и коллекции музеев, библиотек и исследовательских институтов, а также, что принципиально, частные собрания, до этого недоступные или доступные только очень узкому кругу людей.
Понятно, что фотографии — это в первую очередь свидетельства о жизни в тогдашнем Туркестане. Учитывая, что кинохроника появилась только в самом конце XIX века, а до Туркестана дошла еще позже, можно сказать, что фотографии — самые предметные исторические свидетельства того периода. Иной раз без них невозможно понять многие нюансы тогдашней жизни, начиная от быта и заканчивая государственной политикой.
Нынешняя конференция поможет решить ряд задач. В частности, она даст возможность понять на примере фотографии, как выстраивается зрительная память истории Туркестана. Кроме рассмотрения чисто научных проблем, организаторов интересует и то, как фотографии более чем столетней давности вписываются в современную ситуацию, как их используют для своих целей современные политические движения и группировки. И на самом деле старая фотография становится чрезвычайно весомым аргументом в политических спорах. Однако тут имеется и опасность: фотографии могут стать не только строительными кирпичами исторической науки, но и снарядами в «войнах памяти». И это то, чего, по словам организаторов, необходимо избежать.
Ниже — фотографии Валента Тресвятского, Альбом «Виды Туркестана», 1913. Фото предоставлены Светланой Горшениной
Военные, шпионы, авантюристы
На конференции будет зачитано несколько интереснейших докладов.
Так, Елена Бархатова расскажет о туркестанских эстампах Российской национальной библиотеки. Любопытно, что в библиотеку, тогда еще носившую название Императорской Публичной, туркестанские альбомы стали поступать с 1870-х годов. Поступали они в «Отделение изящных искусств и технологии», которое в то время возглавлял Владимир Стасов, один из крупнейших русских критиков и историков искусства.
Михаил Басханов расскажет, как при помощи фотографии происходило административное и экономическое освоение Туркестана. Отдельная любопытная тема — как фотографирование служило военным. Фотография использовалась во время различных рекогносцировок, разведывательных миссий, топографических и геодезических работ. В начале 1900-х фотография стала важной составляющей «информационного архива», которым располагал штаб Туркестанского военного округа. Так, в мае-июле 1901 года этот штаб организовал рекогносцировку Памира. В рекогносцировке принял участие поручик П.П. Родственный, один из основателей Туркестанского общества любителей фотографии. Он составил обширную фотографическую коллекцию видов и типов Памира — стратегически важных перевалов, долин, дорог, переправ и прочего в том же роде. Коллекция визуально описывала Большой Памирский путь и подступы к стратегически важным территориям у границ Китая, Афганистана и Британской Индии.
В программе конференции — презентация книги Михаила Басханова и Светланы Шевельчинской «“И с казачьего пикета был уж виден Гималай”: Памир в фотообъективе поручика Павла Родственного».
О Памире и памирском пограничном отряде в 1911 году поведает Ойбек Махмудов. Взгляд через фотокамеру он попытается совместить с выдержками из уникальных архивных документов, впервые вводимых в научный оборот. И, кроме того, покажет, как через фотографию отражалось отношение российских военных к региону и его обитателям.
На конференции также выступит создатель популярного блога «Русский Туркестан: история, люди, нравы» Михаил Верюгин. В его блоге размещаются статьи, путевые очерки и рассказы, иллюстрированные специально подобранными рисунками и фотоснимками. На примере работы Михаила Верюгина хорошо видно, как блог может стать эффективным инструментом, привлекающим внимание как к исторической фотографии, так и к истории в целом.
Светлана Горшенина расскажет, как старинные фотографии царского русского Туркестана, размещенные в Facebook, влияют на современные представления людей о прошлом и о самих себе, в том числе и в независимом Узбекистане.
Бруно де Кордье прочитает доклад «Морское измерение Средней Азии — в чем польза фотографии девятнадцатого и начала двадцатого века для понимания общества и экономики в Арало-Каспийском бассейне?» — о том, каким образом фотографии помогают понять социальную структуру и экономику.
Феликс де Монтети представит доклад Picturing the Other, mapping the Self: Charles Ujfalvy and ethnographical photography in Russian Turkestan (1876-1881). Название доклада звучит несколько загадочно, возьмем на себя смелость перевести это как «Изображая другого, исследую себя: Шарль Уйфалви и этнографическая фотография в русском Туркестане (1876-1881)».
Татьяна Емельяненко расскажет о специфике исторических фотографий одной из самых интересных и загадочных этнических групп Туркестана — бухарских евреев.
Антон Исханов осветит не менее увлекательную тему, связанную с миссией Народного комиссариата иностранных дел (НКИД) в Центральной Азии. В частности, будет рассказано о деятельности известного тюрколога А.Н. Самойловича, который входил в состав миссии и способствовал установлению дипломатических отношений с новыми советскими республиками Средней Азии после 1920 года.
Анатолий Отливанчик прочитает доклад о сообществе и группе «Ташкентская ретроспектива». Созданы они были как платформа для общения с краеведами Центральной Азии. За очень недолгий срок существования — с конца 2017 года — «Ташкентской ретроспективе» удалось оцифровать редкие и просто уникальные книги по истории искусства, архитектуры и быта Туркестана. В рамках проекта начато создание иллюстрированного атласа архитектуры Бухарского эмирата, а также идентификация старинных туркестанских фотографий.
Татьяна Котюкова расскажет о коллекциях фотографий, созданных сенатором Паленом и инженером Щаповым. Примечательно, что коллекция Палена была собрана им во время ревизии, которой по высочайшему повелению он подверг Туркестанский край. Инженер Щапов в дальнейшем стал лауреатом Сталинской премии — но не за свои фотографии, а за сооружение Большого Ферганского канала.
Не менее любопытный доклад обещает Инесса Кутейникова. Ее тема — скандинавский взгляд на туркестанскую фотографию. Датский офицер Оле Олуфсен (Ole Olufsen), шведский исследователь Свен Геден (Sven Hedin) и финский барон Карл Маннергейм (Carl Gustav Emil Mannerheim) побывали в Центральной Азии и опубликовали огромное количество фотографий из своих экспедиций. Барон Маннергейм был не только путешественником и фотолюбителем, но и русским шпионом, — так, по крайней мере, гласит анонс доклада. Что ж, по нынешним временам это скорее можно считать плюсом — во всяком случае, от его цепкого шпионского взгляда вряд ли ускользнуло что-то существенное.
Наталия Лазаревская и Мария Медведева расскажут о сохранении культурного наследия Туркестана в 1920-30-е годы, в частности, о фотографическом собрании архитектора Н.М. Бачинского, созданного им в Туркмении и Узбекистане.
Иллюстрированная открытка появилась в Российской империи во второй половине 1890-х годов. Она была ориентирована на туристическую отрасль, так что первыми открытками оказались не художественные, а видовые, отпечатанные в российских или зарубежных типографиях с фотоснимков или рисунков художников. И уж, конечно, Туркестану было что предъявить по части пейзажей. Показательно, однако, что на первых порах открытки эти печатали за границей — в Туркестане не было достаточных полиграфических мощностей. И только во второй половине 1900 годов стали массово выпускаться открытки, которые печатали типографии Туркестана. Об истории дореволюционных открыток расскажет Наталья Мозохина.
Хелена Хольцбергер прочитает доклад, посвященный переходу российской фотографии от царского периода к советскому. В частности, речь пойдет сразу о нескольких примечательных фигурах, таких как Георгий Зельманович, Макс Пенсон и династия фотографов Капустянских.
Светлана Шевельчинская обратится к проблеме изучения исторической фотографии в архивных коллекциях. Она расскажет о фотоархиве петербургского Института восточных рукописей. Отличительная черта этого фотоархива состоит в том, что долгое время он был практически недоступен для исследователей, так как не прошел даже первичной обработки и не имел инвентарной описи. А между тем основу его составили личные фонды ученых-востоковедов. Именно их фотографии, гравюры, эстампы, открытки и другие материалы изобразительного характера, а также материалы, поступившие в первой половине двадцатых из Пушкинского дома, в частности, тематические альбомы и коллекции фотографий из собраний известных петербургских коллекционеров Кашкадамова, Семевского, Стравинского, Фаберже и других, стали собираться в архиве в 1930-х годах.
Мавлюда Юсупова и Светлана Горшенина расскажут об архиве Главного научно-производственного управления охраны и использования объектов культурного наследия при Министерстве культуры Республики Узбекистан. Темой доклада станет фотография как свидетельство охраны, реставрации, изучения и уничтожения памятников архитектуры.
И, наконец, известный ташкентский документалист Олег Карпов поведает о создании своего утопического «Туркестанского архива». В основу этого уникального собрания легли частные семейные фотографии — то есть буквально повседневная жизнь людей, населявших тогда Туркестан. Собирать эти архивы часто приходилось по крупицам, по отдельным фотографиям — иной раз просто потерянным или брошенным в суматохе во время переездов. Именно семейные собрания сохранили то, чего не осталось в больших архивах, которые при советской власти подвергались идеологическим чисткам. По завершении конференции ее организаторы планируют опубликовать представленные материалы.