Найти тему

Как отразить в бухучете создание или покупку сайта?

Практически каждая современная компания сталкивается с необходимостью создать сайт. Стоит отметить, что сайты есть разного назначения, и его внешний вид зависит от того, какой результат Вы хотите получить. Как правило, вид сайта зависит от Вашего вида деятельности и потребностей.

Совет. Для создания сайта обратитесь к профессионалу, который проведет анализ рынка по Вашему виду деятельности и составит четкий бизнес-план, в котором укажет, когда начнете получать намеченную выгоду. Такого рода работа занимает от месяца до трёх. Если создатель сайта говорит, что сайт можно сделать за неделю, скорее всего, он будет некачественный и не принесет Вам желаемого результата.

Документальное оформление

Чтобы подтвердить, что сайт принадлежит Вашей организации или ИП, в наличие должен быть определенный комплект документов. Состав документов зависит от того, сами создаете сайт или с помощью сторонней организации.

Важно: все документы на сайт оформляются на Вашу организацию или ИП, в противном случае, включать в расходы затраты на создание ресурса нельзя.

Если сайт создаете самостоятельно, то у Вас должен быть договор с тем, кто этим занимается. Например, создает сайт Ваш сотрудник. Договор можно заключить гражданско-правового характера, в котором должно отсутствовать условие о сохранении исключительных прав за работником, создававшим сайт. Исключительные права на сайт должны принадлежать Вам и это условия пропишите в договоре.   

Если сайт создает сторонняя организация или индивидуальный предприниматель, то так же заключается договор. Как и в случае создания сайта Вашим сотрудником, договор должен содержать условие о том, что исключительные права принадлежат Вам, а не подрядчику.

Кроме договора, должны быть документы, которые подтверждают факт выполнения работ по созданию сайта, передаче его Вам. 
Выполнение работ, как Вашим сотрудником, так и подрядчиком, подтверждает акт выполнения работ (акт приемки-передачи сайта). В акте стоит описать состав сайта (наименование домена, хостинг и т.д.). Документ подписывается в двухстороннем порядке. 

Помимо указанных выше документов, могут понадобиться документы, подтверждающие оплату затрат на создание (покупку) сайта. Такие документы важны для признания расходов в расчет налога при УСН и налоге на прибыль кассовым методом учета.

Совет. Затраты на сайт старайтесь оплачивать с расчетного счета, так проще будет подтвердить расходы как для налоговой, так и в случае возникновения вопросов со стороны других проверяющих ведомств. 

Как отразить в расходах затраты на сайт?

Расходы на создание или приобретение сайта можно учитывать в виде:

  • нематериального актива, если соблюдаются все критерии;
  • прочих расходов, если применяете общий режим налогообложения (ОСНО). Или как затраты на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, если применяете упрощенную систему налогообложения (УСН).

УСН

Разберемся, когда сайт нужно признать нематериальным активом (НМА) с целью учета затрат на него в расчете налога УСН. Напомним, что расходы на УСН учитываются в расчете налога при объекте “доходы минус расходы”. 

Критерии для признания сайта нематериальным активом следующие:

  • организации или ИП принадлежат исключительные права на сайт;
  • сайт создан (приобретен) для использования в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации или ИП;
  • срок использования сайта превышает 12 месяцев (срок, как правило, прописывается в договоре);
  • использование сайта может приносить организации или ИП доход;
  • у организации или ИП имеются надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие существование сайта и исключительные права на него;
  • стоимость сайта более 100 тыс. руб. Учтите, что входной НДС от поставщика (если сайт разрабатывает сторонняя организация на ОСНО), лучше включить в стоимость.

Если под указанные критерии сайт не подходит, то его нельзя признать нематериальным активом.

НМА нужно учитывать в расходах при соблюдении условий:

  • принятие нематериального актива к бухучету. Принять к учету можно, оформив карточку по форме НМА-1.;
  • оплата (частичная оплата) нематериального актива. При частичной оплате расходы признаются в размере оплаченных сумм.

Расходы следует признавать начиная с отчетного (налогового) периода, в котором произошло последнее по времени из перечисленных выше событий. 

Если условия соблюдены в 1 квартале, вся потраченная сумма делится на 4 части списывается в расходы ежеквартально, на последнее число каждого периода (на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря). 

Если условия соблюдены в период 3 квартала, тогда стоимость НМА делится на 2 части и так же, как и в первом примере, списывается ежеквартально, на последнее число каждого периода (на 30 сентября, 31 декабря). 

Если условия соблюдены в период 4 квартала, тогда вся сумма единовременно включается в расходы на 31 декабря, ведь больше в текущем году кварталов нет, и делить сумму не на что.

Возможная ситуация: оплачено НМА в одном квартале (предположим, в мае), но оно поступило по акту приема-передачи позже, в результате принято к учету по карточке НМА-1 в июле. Расходы на покупку НМА делятся на две части и учитываются в расчете налога по УСН 30 сентября и 31 декабря.

Итак, при расчёте налога по УСН стоимость нематериальных активов списывается ежеквартально равными частями, начиная с того периода, когда возникло право учесть расход, т.е. у Вас появились все подтверждающие документы для учета данного расхода.

Если сайт не подходит под условия НМА (например, если стоимость не превышает 100 тыс. руб.), то расходы при УСН с объектом “доходы минус расходы” учитываются как затраты на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных. Признать такие расходы Вы сможете только после того, как работы по созданию сайта будут полностью выполнены и оплачены. По наиболее поздней дате и наименьшей сумме нужно учитывать затраты в расчете налога УСН. 

ОСНО

Так же как и при УСН, затраты на сайт в расчете налога на прибыль можно учесть в расходах либо как амортизируемое НМА, либо как прочий расход.

Критерии для признания сайта амортизируемым нематериальным активом при расчете налога на прибыль следующие: 

  • организации или ИП принадлежат исключительные права на сайт;
  • сайт создан (приобретен) для использования в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации или ИП;
  • срок использования сайта превышает 12 месяцев (срок, как правило, прописывается в договоре). Если он не указан, то срок полезного использования амортизируемого НМА, признанного амортизируемым имуществом, можно установить на свое усмотрение, но не более 2-х лет.;
  • использование сайта может приносить организации или ИП доход;
  • у организации или ИП имеются надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие существование сайта и исключительные права на него;
  • стоимость сайта более 100 тыс. руб. Учтите, что входной НДС от поставщика (если сайт разрабатывает сторонняя организация на ОСНО), не нужно включать в первоначальную стоимость. Входной налог можно принять к вычету при условии использования сайта в деятельности, которая относится к ОСНО, поставщик предъявил Вам НДС, все затраты приняты к учету (например, оформлена карточка НМА-1), а так же при наличии счет-фактуры.

Стоимость амортизируемого НМА в общем случае списывается на расходы через амортизацию. Она начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором амортизируемое имущество было введено в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию для НМА совпадает с датой принятия к учету, но можно оформить отдельный приказ в произвольной форме. Это внутренний документ и он важен для учета затрат на Ваш сайт в расчете налога на прибыль. При этом если Вы применяете кассовый метод учета доходов и расходов, то начисляется амортизация когда НМА введено в эксплуатацию и полностью оплачено.  

Стоит отметить, что есть исключения для учета амортизируемого НМА в расчете налога на прибыль. Например, периодическая оплата сайта (НМА) не подлежат амортизации, а постепенно списываются в составе прочих расходов.

Момент признания амортизации в расчете налога зависит от применяемого метода учета доходов и расходов.   

Если Вы применяете метод начисления, то амортизация учитывается в расходах по дате начисления. Если применяете кассовый метод, то в расходы нужно списывать начисленную амортизацию после полной оплаты НМА.

Неамортизируемые НМА, стоимостью менее 100 тыс. руб. без НДС, Вы вправе отнести к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, и учитываются в расчете налога в зависимости от применяемого метода учета доходов и расходов.

Если сайт по каким-либо еще критериям не подходит под определение НМА, то расходы на покупку также учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. 

При методе начисления прочие расходы учитываются по дате их начисления (погашения взаимных требований с поставщиком), фактическая оплата не имеет значения. Если, к примеру, Вы оплатили полностью сайт 1 марта, а работу поставщик выполнил по акту 30 апреля, то признавать данный расход нужно, начиная с даты акта. При этом стоимость сайта нужно разделить равномерными частями на срок полезного использования по договору и признавать в расходы последним числом каждого отчетного периода и на момент истечения срока договора (срока использования). Если срок использования договором не определен, то разделить стоимость сайта нужно на пять лет и признавать в расходы последним числом каждого отчетного периода и на момент истечения срока договора (срока использования).      

Если применяется кассовый метод, то помимо условия о начислении, расход должен быть оплачен. По наиболее поздней дате и наименьшей сумме расход учитывается в расчете налога.  

Если сайт не относится к НМА и создан собственными силами, затраты можно учитывать в расчете налога в виде расходов на оплату труда (если сотрудники задействованы в создании сайта) и материальных расходов (если приобретались какие-либо материалы для создания сайта).