Найти в Дзене
О Москве нескучно

Почему в Москве так много колец?

Оглавление

Привет, друзья! С вами снова Илья. Если вам интересно читать то, что я пишу здесь, то обязательно подпишитесь на канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно", где я тоже рассказываю об истории Москвы. Там информации еще больше:)

Москва – это город колец: Бульварное, Садовое, 3-е Транспортное, МКАД и даже кольцевая линия метро (уже и вторую строят). Почему столица такая круглая? И зачем планировку Москвы организовали именно таким образом? Сегодня расскажу.

Зачем потребовались укрепления?

Первое кольцевое укрепление появилось вокруг деревянной крепости, которая занимала место Кремля, ещё в 11 веке. Она часто страдала от набегов, поэтому требовалась защита. Для этого сделали укрепление в виде кольца. Оно состояло из вала, глубокого рва с водой и частокола (забор из копий).

Уже тогда поселение было важным для торговли из-за удачного расположения рядом с Москвой-рекой и дорогами на Новгород и Киев. Поэтому границы постоянно расширялись. И в 1156 году здесь возникло уже первое серьезное укрепление. Это была стена протяженностью около 850 метров со рвом и земляным валом с дубовыми брусьями. Тем не менее, настоящей защиты у Москвы не было вплоть до 16 века. Это было не нужно. Сначала границы города расширялись на восток. Там было более безопасно.

«Некитайский» Китай-город.

К тому же, до того времени, пока город умещался в границах Кремлевских стен, с оборонительной функцией неплохо справлялись Москва-река и Неглинная. Но вскоре поселения начали появляться и за крепостными стенами. Вокруг образовался посад, где селились торговцы и ремесленники. Они в случае опасности бежали в Кремль и прятались там. Но город расширялся всё больше. Убегать и прятаться стало неудобно. Поэтому в 1534 году начали строить стену Китай-города.

Китай-город в 17 веке.
Китай-город в 17 веке.

Хотя кольцом её можно назвать с натяжкой. Ведь она примыкала к Московскому Кремлю, а не окружала его. Состояла Китайгородская стена из 12 башен. Общая длина укрепления составляла более 2,5 километров. Кстати, стены здесь были толще, чем Кремлевские.

Схема Китай-города, 16 век.
Схема Китай-города, 16 век.

Название Китай-город получил, скорее всего, от слова «кита». Оно обозначало вязку жердей, которые использовали при строительстве укреплений. Никаких китайцев здесь, конечно в то время не было:)

Белый город.

Конечно, территории, огороженной Китайгородской стеной, тоже хватило ненадолго. Москва привлекала торговцев и ремесленников со всех русских городов. Поэтому всё больше людей стали селиться по ту сторону стены. Сначала для их защиты примерно по линии современного Бульварного кольца засыпали земляной вал.

Границы Белого города в 18 веке.
Границы Белого города в 18 веке.

Там, где через него проходили улицы, начинавшиеся от Кремля, установили ворота. Их делали из брёвен и укрепляли землей и дёрном. Но всё равно, со своей задачей укрепления справлялись плохо. Поэтому в 1586 году сын Ивана Грозного Фёдор приказал возвести каменные стены. Которые получили название «Белый город». Через пару столетий стена превратится в Бульварное кольцо. Подробнее об истории этого места вы можете прочесть в моей предыдущей статье

Земляной вал.

Уже совсем скоро территория города увеличилась снова. Теперь поселения располагались за стенами Белого города. В основном там были земли монастырей, ремесленников и купцов. Кстати, застройка преобладала деревянная. Поэтому местность в народе прозвали Деревянным городом. Стену для защиты территории строить не стали. Сначала ограничились деревянными укреплениями. Правда они быстро сгорели.

Укрепления Земляного вала, 1610.
Укрепления Земляного вала, 1610.

В 1630-х здесь появился Земляной вал, окруженный рвом. Однако после переноса столицы в Петербург, территория оказалась в упадке. И к концу 18 века вал осел, а ров обмелел. В некоторых местах земляные укрепления и вовсе - срыли. Поэтому появились широкие площади.

После пожара 1812 года за Земляной вал решили взяться серьезно. Остатки укреплений снесли, а на их месте появилась кольцевая мощеная дорога – Садовое кольцо. Кстати, такое название оно получило, потому что городские власти обязали всех домовладельцев, чьи строения примыкали к новой улице, обустроить на своих участках сады. Поэтому зелени здесь было много.

Садовое кольцо в районе современной Садовой-Спасской улицы, 1887.
Садовое кольцо в районе современной Садовой-Спасской улицы, 1887.

Камер-Коллежский вал.

Пожалуй, последним историческим кольцом Москвы стал Камер-Коллежский вал. Он появился в 1742 году и обозначил таможенную границу города. Такое длинное и необычное название вал получил по органу, который учредил новую границу. Это была Камер-Коллегия. Она исполняла функции налоговой инспекции Москвы, если выражаться современным языком.

Карта Камер-Коллежского вала.
Карта Камер-Коллежского вала.

Вал представлял собой высокую земляную насыпь, окруженную с внешней стороны рвом. На протяжении всего кольца устроили 18 застав. Там купцы уплачивали пошлины за товар. Заставы соединили дорогой, по которой постоянно ездил патруль. После ликвидации таможен внутри страны Камер-Коллежский вал стал полицейской границей города. А в 19 веке перестал существовать совсем. Никаких улиц на его месте не устроили. В качестве напоминания остались лишь некоторые заставы.

Застава Камер-Коллежского вала, 18 век.
Застава Камер-Коллежского вала, 18 век.

Почему же колец так много?

Уже в 20 веке на карте Москвы появился МКАД, а в начале 2000-х город окружило 3-е Транспортное кольцо. Зачем их столько, спросите вы. Все дело в том, что радиально-кольцевая городская застройка, как можно увидеть из прочитанного ранее, сложилась в Москве исторически. Город был всегда крупным торговым центром. Выбор такой планировки (пусть и не осознанно, скорее всего) позволил свободно и относительно безопасно расти Москве равномерно во всех направлениях.

Кольца Москвы с высоты.
Кольца Москвы с высоты.

Кстати, такая же структура и у некоторых европейских городов. Например, в Париже. Однако есть у нее и существенный минус. Транспортная ситуация в центре города со временем ухудшается. Главные улицы сильно загружены, как и кольца. Потому что проехать по-другому, кроме как через них, в некоторые места Москвы просто нельзя.

На сегодня это всё! Не забудьте подписаться на мой блог, если вам было интересно:) Удачи!

Наука
7 млн интересуются