Найти тему
ActivityEdu

Подойдет ли России финская модель школьного образования

Оглавление

Едва ли в современной России найдется имеющий отношение к школе человек, который ничего не слышал о феноменальных успехах финского школьного образования. Новостные ленты пестрят сообщениями о высоких позициях Финляндии в мировых рейтингах, об отказе финнов от преподавания в школах отдельных предметов и прогрессивном образовательном стандарте, утверждающем приоритет практических знаний и навыков. 

На мой взгляд, было бы неправильно не замечать успехи наших северных соседей, но восторгаться, не пытаясь разобраться в сути, – еще неправильнее. Поэтому – давайте разбираться.

Краткие сведения о финском школьном образовании

Честно признаюсь: как и подавляющее большинство авторов многочисленных научных и публицистических статей о школьном финском образовании, я никогда не учился в финской школе, не присутствовал на уроках и не читал детальных описаний методик проведения занятий. Возможно, таковых вообще не существует, потому что один из базовых принципов – отсутствие строго фиксированных методов обучения для достижения целей, сформулированных в финском образовательном стандарте.

Некоторые характерные особенности финской образовательной системы вызывают у меня не просто уважение, а подлинный восторг: заработная плата помощника преподавателя – от 2 500 евро, а учителя-предметника с магистерской степенью – до 5 000 евро; классы по 15–20 человек; индивидуальные учебные планы; большой процент учителей-предметников с непедагогическим бакалавриатом и педагогической магистратурой; отсутствие методистов, не умеющих учить, но обучающих, как обучать, и постоянных чиновничьих проверок.

С другой стороны, согласно исследованиям финской компании Lightneer, финское образование характеризуется такими данными: 25 % школьников очень скучно сидеть на уроках, а еще 50 % просто не понимают, зачем пришли в школу. В Финляндии декларируют отсутствие отстающих школ и учеников, но ежегодно выделяют средства для увеличения финансирования откровенно слабых школ и направления туда консультантов, а детей, у которых отсутствует интерес или способности к учебе, просто оставляют в покое и ориентируют на получение профессии – парикмахера, продавца, водителя автобуса. Дети 12-13 лет, поучившиеся сначала в российской школе, говорят, что в финской школе на уроках им нечем заняться, потому что все, что предлагается, они уже знают и умеют.

Не складывается цельный образ эффективной финской образовательной модели, не правда ли?

Как оценивают успехи финского образования

Результаты, показанные финскими школьниками в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, свидетельствуют о высоком уровне финских школ. На эти результаты особенно любят ссылаться эксперты, которые категорически не приемлют любые – федеральные, региональные или городские – школьные рейтинги в России, базирующиеся на количественных учебных показателях. Действительно, странно отрицать неоднозначность подобных оценок, но исследования PISA – это как раз классический пример рейтинга такого рода. Если наши рейтинги школ никуда не годятся, то откуда вдруг такое доверие к исследованиям PISA?

Следует признать, что математические, например, задачи в программе PISA весьма интересны, но для большинства наших школьников они непривычны как из-за их практической направленности, так и из-за необычных формулировок условий задач. С другой стороны, проверял ли кто-нибудь умения финских школьников решать, предположим, практически ориентированную задачу № 17 или систему уравнений с параметром № 18 из нашего профильного ЕГЭ по математике? В Финляндии собираются перейти от предметного обучения к обучению на основе явлений (phenomenon-based learning), то есть будет изучаться не просто математика, а математические модели какого-либо явления – например, процесса глобальной миграции. Такие модели часто сводятся к уравнениям или системам уравнений с параметром. Интересно было бы узнать, как финские школьники умеют решать эти задачи.

Кроме того, не совсем понятно, почему поклонники финского образования напрочь забывают о первом месте российских школьников в международном исследовании PIRLS-2016. Как наши школьники умудрились обойти финнов, если у них такая прекрасная система школьного образования? Или не все так радужно у наших северных соседей?

Школьные олимпиады

Когда я сравниваю скромные результаты финских школьников с серьезными достижениями россиян на международных предметных олимпиадах по математике и физике, химии и биологии, географии и астрономии, меня упрекают в чрезмерном внимании к успехам небольшого числа одаренных детей. Отвечу так: во Всероссийской олимпиаде в текущем учебном году приняли участие около 6 миллионов школьников. Не буду утверждать, что все участники школьных олимпиад – одаренные дети, но и называть олимпиады уделом небольшого числа детей – явная натяжка.

Коллеги, очарованные финским образованием, информируют, что северные соседи озабочены отставанием в сегменте работы с талантливыми детьми и собираются разработать программу, которая позволит им исправить ситуацию. Возможно, так и будет, но почему сейчас в рамках существующей прогрессивной модели школьного образования у финнов не появляются талантливые математики, физики и биологи? Все есть: учителя, получающие по 5 000 евро в месяц, индивидуальные образовательные траектории для каждого школьника в любой школе Финляндии, прекрасное финансирование и оснащение всех без исключения школ, отсутствие проверок и давления со стороны чиновников. В России ничего этого нет, но мы обходим финнов в PIRLS и оставляем далеко позади в предметных олимпиадах. Почему? Отвечу коротко: финское образование, на мой взгляд, делает чрезмерный крен в сторону практических навыков в ущерб фундаментальным знаниям.

Брать лучшее из существующих моделей образования

В России, по моему мнению, сложилась стройная система школьного образования, позволяющая детям и их родителям выстраивать образовательную траекторию: подходящая школа найдется как для ребенка, у которого отсутствует интерес или способности к учебе, так и для ориентированного на получение академических знаний школьника.

Среди явных недостатков российской школьной системы отмечу сложность перехода детей из семей с невысоким социально-экономическим статусом из слабых школ в сильные. Ребенок должен быть очень талантливым и целеустремленным, чтобы без помощи учителей и без материальной поддержки семьи проделать этот путь. В Москве, например, администрация школы отнесется к уходу хорошего ученика в сильную специализированную школу крайне негативно, потому что школа лишается потенциальных рейтинговых баллов за олимпиады и хорошие результаты ЕГЭ, которые могут в перспективе преобразоваться в гранты мэра, а значит, в премию. Уход хорошего ученика снижает шансы на получение премии – отсюда и негатив.

С точки зрения эффективно работающих социальных лифтов можно взять пример со школьной системы Германии, где учителя активно помогают мотивированным ученикам подготовиться к соответствующим испытаниям и перейти из хауптшуле в реальшуле и даже в гимназию.

Весьма привлекательно звучит финский тезис об индивидуальных учебных планах каждого школьника, но пока еще никто не показал, как учителю эффективно провести урок в классе, если каждый из двадцати учеников обучается по собственной программе. Подчеркну: не тьютору, контролирующему процесс самостоятельного освоения учащимися онлайн-курсов и время от времени отвечающему на вопросы, а учителю.

Из финской образовательной программы мы вполне могли бы позаимствовать ориентацию не на строго сформулированные образовательные задачи – например, разбитый по классам перечень обязательных для прочтения художественных произведений, а на умение применять полученные знания – например, уметь интерпретировать незнакомые тексты различных жанров и стилей.

Какие нужны шаги

Сопоставление российской и зарубежных систем школьного образования необходимо не для расширения кругозора, а для выработки комплекса мер по совершенствованию нашего образования.

Уверен, некоторые меры позволили бы нашему школьному образованию совершить заметный рывок:

  • увеличение не декларируемой, а реальной заработной платы школьных педагогов, особенно в регионах; нынешние зарплаты не привлекательны для лучших выпускников педвузов, а на математические, физические, химические факультеты региональных педвузов идут, как правило, выпускники школ, которые в состоянии решить лишь половину заданий ЕГЭ;
  • сокращение раздутых штатов региональных и федеральных департаментов, министерств и ведомств, обслуживающих не российское образование, а самих себя;
  • предоставление большей самостоятельности школам и педагогам;
  • резкое уменьшение объема бумажной работы, которой загружены учителя и школьная администрация;
  • полный отказ от непрерывных проверочных работ, превративших образовательный процесс в школах в натаскивание на выполнение очередной работы, нужной лишь для оправдания существования огромной армии чиновников.

Я далек от мысли, что подобные меры дадут мгновенный эффект, но они точно приведут к оздоровлению климата в образовательных организациях и позволят педагогам сосредоточиться не на выживании и работе на и для чиновников, а на решении главной задачи – обучении детей.

Резюме

Исследователи из Московского городского педагогического университета, переводившие и внимательно изучавшие финский образовательный стандарт, считают, что нам обязательно нужно изучать как финский, так и мировой образовательный опыт, но ни в коем случае не стоит бездумно пытаться его перенимать. Попытки полностью воспроизвести в российских условиях финскую, сингапурскую или вьетнамскую модели школьного образования, на мой взгляд, обречены на провал.

Российские учителя, хорошо знакомые с финской моделью школьного образования, отмечают, что отказ финнов от базовых фундаментальных знаний в пользу прикладного обучения практическим навыкам может через 25-30 лет обернуться непредсказуемыми и даже катастрофическими последствиями.

Универсального рецепта, гарантирующего воспитание успешного и востребованного в будущем человека, не существует. Кому-то в школе в большей степени подойдет обучение навыкам обслуживания туристов в отеле или ресторане, а кто-то всегда и везде будет стремиться получить глубокие академические знания. Задача государства – обеспечить каждому ребенку возможность выбора подходящей именно ему школы и образовательной траектории. Если для эффективного решения этой задачи целесообразно взять на вооружение какие-то идеи или методики национальных образовательных систем других стран, нужно обязательно это сделать.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.