Найти тему

"Список Порчера": растительные лекарства времен Гражданской войны в США помогут в войне с супербактериями

Liriodendron Tulipifera, тюльпанное дерево. Изображение из каталога American medical botany 1817 года
Liriodendron Tulipifera, тюльпанное дерево. Изображение из каталога American medical botany 1817 года

Во время американской Гражданской войны (1861 - 1865) врач и ботаник Фрэнсис Порчер жил в Южной Каролине, входившей в Конфедерацию 11 рабовладельческих штатов Юга. Еще до войны он был известен своими работами по использованию местных растений в медицине. Неудивительно, что в трудный момент военной кампании, когда северяне заблокировали линии снабжения, а медикаменты быстро заканчивались, главный хирург армии южан обратился к Порчеру за помощью в поиске альтернативных средств лечения раненых.

Порчер оперативно составил сборник "Ресурсы южных полей и лесов", опубликованный в 1863 году. В нем были описаны лечебные свойства 37 видов растений американского Юга, а также опыт их применения коренными американцами и негритянскими рабами.

Тогда книга Порчера превратилась в практическое руководство для полевых медиков Конфедерации. В наши дни ученые из Университета Эмори в США вновь обратились к обширным знаниям Порчера и выяснили, что его исследования середины позапрошлого века по-прежнему представляют ценность для современной медицины и фармакологии.

В ходе новой работы специалисты обнаружили, что как минимум три растения, описанные Порчером как антисептические (способные предотвратить "отмирание плоти"), могут пригодиться в создании прорывных препаратов для борьбы с супербактериями.

Репринтное издание книги Фрэнсиса Порчера. Фото Stephen Nowland, Emory University
Репринтное издание книги Фрэнсиса Порчера. Фото Stephen Nowland, Emory University

Исследователи использовали для своих экспериментов экстракты, выделенные из листьев и коры белого дуба (Quercus alba), аралии колючей (Aralia spinosa) и тюльпанного дерева (Liriodendron tulipifera). Оказалось, что полученные из этих растений вещества подавляют рост ряда патогенных микроорганизмов и обладают некоторыми другими полезными свойствами.

В частности, экстракты из белого дуба и тюльпанного дерева особенно хорошо справляются с золотистым стафилококком, некоторые штаммы которого являются патогенными и уже выработали устойчивость к антибиотикам. Напомним, что золотистый стафилококк в ответе за очень широкий спектр заболеваний – от легких кожных до респираторных, костных и эндоваскулярных.

Такие патогены несут угрозу в первую очередь для людей с ослабленной иммунной системой. Бактериальная инфекция часто встречается у пациентов в больницах и пожилых людей в домах престарелых, а недавно золотистый стафилококк был найден на борту МКС.

Современные исследования показали, что экстракты из растений, упомянутых Порчером, не только препятствуют росту микробов, но и влияют на их способность формировать биопленки, которые действуют как щит против антибиотиков.

Тюльпанное дерево. Фото с сайта inaturalist.ca
Тюльпанное дерево. Фото с сайта inaturalist.ca

Экстракт, выделенный из листьев аралии колючей, нарушил работу сигнальной системы золотистого стафилококка, тем самым помешав бактериям производить токсины и повышать свою вирулентность (способность заражать другие организмы).

Высокий антимикробный потенциал растительные соединения продемонстрировали и в тестах с другой бактерией вида Aceinetobacter baumannii, которая имеет устойчивость к антибиотикам первой линии.

Эти патогены могут вызывать внутрибольничные инфекции, менингит, пневмонию, заражение ран, инфекции кровотока и урологические инфекции. Они неоднократно приводили к осложнениям при лечении ранений у ветеранов Ирака и Афганистана (за что микроорганизм получил в медицинских кругах прозвище Iraqibacter).

Лабораторные испытания показали, что экстракт белого дуба ингибирует рост A. baumannii, а также другой опасной бактерии – Klebsiella pneumoniae. Последняя является возбудителем пневмонии, инфекций мочеполовой системы и внутрибольничных инфекций, а также вызывает заболевания кишечника, хотя и живет во рту человека.

Заметим, что на данном этапе эксперименты проводились в чашке Петри, это лишь первый шаг к созданию новых фармацевтических препаратов. Проведенная работа описана в научной статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

В дальнейшем специалистам предстоит тщательно изучить механизмы действия активных компонентов, рассчитать точные дозировки, провести клинические испытания, доказывающие эффективность и безопасность новых лекарств.

Вполне возможно, что некоторые выделенные соединения и вовсе нельзя будет использовать для терапии. К примеру, два экстракта коры тюльпанного дерева показали признаки токсичности для человеческих клеток - подобные побочные эффекты, к слову, были описаны американскими учеными еще до Порчера, например, в каталоге American Medical Botany 1817 года.

Но это не стоит считать неудачей, ведь принцип антимикробного действия растительных соединений может пригодиться при разработке более безопасных искусственных аналогов. Кроме того, ученые намерены подробно изучить потенциал других растений из "списка Порчера".

Несмотря на то, что Конфедерация потерпела поражение в Гражданской войне, современные медики, кажется, настроены на победу в своей собственной войне против супербактерий. И природа уже не раз вставала на сторону ученых: антибактериальные средства они находили в почве, в медвежьей слюне и молоке утконоса, в табаке и на телах муравьев.

Больше по теме: рекомендуем подборку статей по теме "История медицины" на сайте "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru)

Наука
7 млн интересуются