С подачи Н.М. Карамзина вот уже третий век на Ивана IV навешиваются ярлыки «кровожадного тирана» и «параноика». Оспаривать выводы маститых историков – дело неблагодарное. Давайте обратимся к фактам, которые позволят каждому сделать самостоятельные выводы.
Принято считать, что первым русским реформатором является Петр Великий. Но, если пристальнее взглянуть на деяния Грозного, то многие из них сопровождаются словом «первый». ПЕРВЫЙ русский царь. Судебная реформа, ВПЕРВЫЕ объединившая страну под единой юрисдикцией. ПЕРВОЕ регулярное войско – стрелецкое. ПЕРВАЯ государственная печатня. ПЕРВАЯ национальная певческая школа. И ПЕРВАЯ церковная реформа – Стоглавый собор. Он затронул различные аспекты деятельности Церкви, включая и отношение к нищим и попрошайкам.
Заданный, по мнению исследователей, самим царем 12-ый вопрос «О милостыни» пятой главы «О тридесяти седми царских вопросех и о церковном строении» звучит так: «Милостыня и корм годовой, и хлеб, и соль, и деньги, и одежа по богадельным избам по всем городом дают из нашие казны. А христолюбцы милостыню дают же, а вкупаются у прикащиков мужики с женами мало больных, а нищие и клосные, и гнилые, и престаревшиися в убожестве глад и мраз, и зной, и наготу и всякую скорбь терпят, и не имеют, где главы подклонити, - по миру скитаются. Везде их гнушаются. От глада и от мраза в недозоре умирают и без покания и без причастия, никим небрегомы. На ком тот грех взыщется?».
Иван IV переживает о том, что государственные средства и мирские пожертвования тратятся не по назначению, что в богадельнях содержатся «мало больные», а нуждающиеся остаются без приюта.
На что Собор отвечает: «…Да в коемждо граде устроити богадельни мужския и женския, и тех прокаженных и престаревшихся, не могущих нигдеже главы подклонити, устроити в богадельнях пищею и одежею. А боголюбцы милостыню и вся потребная им приносят же своего ради спасения. Да приставити к ним здравых строев и баб стряпчих, сколько пригоже будет, несмотря по людем. Да над ними приказати священником добрым, да целовальником или градцким людем добрым над ними смотрити, чтобы им насильства и обиды от стряпчих не было. А священники бы к ним в богадельни мужския и женския приходили, да их поучали и наказывали их страху божию, чтобы жили в чистоте и в покаянии, и во всяком благодарении, да их бы покаивали и при конце причащали телу и крови господа нашего, Исуса Христа…».
Все же удивительно, что в жестоком XVI в. государство было, говоря современным языком, «социально-ориентированным».
В XVI в попрошайничество монахов и монахинь было обыденным явлением. Это наносило большой ущерб имиджу государства – «Иноземцы ся тому дивят». 13-й вопрос 5-ой Главы стоит так: «По миру скитаются чернцы и черницы, попы и миряне, жонки и строи со святыми иконами и на сооружение сбирают и на окуп и называются проданные и милостыни просят по торгу и по улицам, и по селом и по двором с образы ходят. И о сем соборовати, как впредь тому быти и есть ли о том писание и не поругательно ли то святым образом. Иноземцы ся тому дивят».
Ответ содержится в Главе 71 «О нищепитательстве»:
«Что чернцы и черницы по градом и по селам скитаются в миру на соблазн и многим людем на осуждение, и душам на погибель. И тех чернцов и черниц собирати, да, переписав, розослати по общим монастырем. И которые чернцы и черницы здравы телом, и тех бы чернцов духовные пастыри архимариты и игумены давали добрым старцом под начало, чтобы учили страху божию и житию чернеческому, и прочим добродетелем по преданию св. отец. И как пoд началом поживут во всяком о бозе покорении и в конечном послушании, и оне бы их посылали в монастырские службы, где кто достоин служити и тружатися, в коейждо святей обители на святую братью своего ради спасения и за свой вклад.
А которые будут чернцы стары или больны, не могут делати и под началом быти, и они бы их в тех же монастырех общих устроили в больницах пищею и одежею с прочими братьями, да велели бы их отцем духовным каяти и поучати, чтобы жили в чистоте и в покаянии, и в прочих добродетелех, и во благодарении ко всесильному богу, и творили бы безпрестанно молитву Исусову, елико, их сила; и скорби, и болезни терпели со благодарением, да не лишени будут мзды от бога; и молили бы бога за царя, и за всех православных хрестьян о всех полезных. И благочестивому царю, и митрополиту, и владыкам достоит за всех тех, старых и болящих, по всем монастырем общим из своей казны вклад за них давати, как ему, царю и государю, бог известит. А которые чернцы здравы разосланы по монастырем будут, и за тех царю вкладов по монастырем не давати, потому что оно здравы и могут тружатися, и служити на святую братью за свои вклады.
А которые будут черницы здравы или больны, и тех всех черниц разослати в девичи монастыри, общие и особь сущие, и духовным настоятельницам, честным игуменьям, тех черниц здравых давати добрым старицам под начало, да учити и наказывати страху божию, и чернеческому житию, и прочим добродетелем по преданию святых отец, а из монастыря их не выпущати. А которыя будут черницы стары и больны, и тех бы черниц игуменьи устроили в больницах пищею и одежею с прочими сестрами, и брегли бы о всех них, чтобы жили в чистоте и в покаянии, и в прочих добродетелех, и в молитвах, и отцом бы духовным о своих согрешениях каялися, и во всем о бозе повиновалися, и молили бы бога за благочестивого царя, и за всех православных хрестьян о всех полезных. И благочестивому царю, и митрополиту, и владыкам своего ради спасения за всех тех черниц здравых и больных по всем девичим монастырем вклады давати из своей царской казны и святительской, как ему царю государю бог известит».
Другими словами, заботу о монахах и монахинях, не способных более трудиться, брали на себя и государство, и Церковь. Такое вот государственно-церковное социальное партнерство. А можно было бы с теми, кто не работает, а нищенствует и попрошайничает, поступить и по-другому. Например, как в «старой доброй» Англии - казнить.
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.