В.В. Верещагина обычно знают как художника, писавшего батальные полотна - Туркестанская серия картин, Балканская серия говорят сами за себя:
Ещё его знают как художника, открывшего для России Восток и написавшего его архитектуру удивительно яркими красками. Что, впрочем, видно уже по картине "Торжествуют". Нередко архитектурный мотив перекликается с историческим, служа либо фоном для боевых действий, либо сам по себе превращаясь в сюжет.
"Двери Тамерлана" - врата величайшего воителя, благодаря которому Восток "хлынул" в мир.
Есть ещё этюды его индийской серии картин, где в глаза сразу бросается контраст между синим небом и ослепительно яркими в солнечном свете зданиями:
Но помимо всего этого В.В. Верещагин очень много рисовал именно пейзажи. По большей части как этюды, но иногда и как самостоятельные картины. Не как фон для боевых действий, не как память об историческом событии, случившемся среди этих ярких красок, а как фотографически точно запечатлённую часть Востока. Иногда со следами пребывания в ней человека, иногда без.
Туркестанская серия:
Вертикальный формат:
Яркие цвета индийской серии (Верещагин вообще очень многое сделал в работе с цветом и светом, что не делали до него):
Иногда цвета бывают приглушённее:
А иногда В.В. Верещагин и вовсе бывает несколько не похож на то, что мы обычно привыкли видеть:
Совсем иные цвета художник показывает в "Гималайской трилогии".
Снег - сухой рассыпчатый, точно сфотографированный. А монотонно синее небо - для Верещагина вообще характерно монотонность небесной сферы - лишь усиливает впечатление холодный гор.
Но на этом ещё не всё. Не слишком известный факт, но русские земли В.В. Верещагин тоже писал, причём в очень, очень большом количестве. И здесь по небу, как и положено, уже во всю плыли облака:
И в этих этюдах его рука уже едва узнаётся, хотя работа над передачей световых эффектов продолжается, а в некоторым этюдам ещё присуща обычная точность:
И вот тут, хотя как будто писал не Верещагин, а какой-то другой художник:
А в тот же период времени, во время путешествия по Крыму и Кавказу, фон уже подёргивает дымка:
Для раскрытия темы - масштабная картина:
А это ещё одна масштабная картина, без дымки, зато с игрой света и теней:
Другой вариант:
Ну, и напоследок, немного неожиданно, совсем эскизная, но всё-таки зима: