Найти тему
Ляля Серебристая

Верещагин: не только война, но и пейзажи

Озеро Иссык-Куль. 1869-70 гг. 17 × 26,8. ГТГ (Туркенстанская серия)
Озеро Иссык-Куль. 1869-70 гг. 17 × 26,8. ГТГ (Туркенстанская серия)

В.В. Верещагина обычно знают как художника, писавшего батальные полотна - Туркестанская серия картин, Балканская серия говорят сами за себя:

Слева: Торжествуют. "Нет Бога, кроме Бога" 1872 г. 195,5 × 257, холст, масло. ГТГ (туркестанская серия). Справа: Побеждённые. Панихида. 1878-79 гг. 179,7 × 300,4 холст, масло. ГТГ  (балканская серия)
Слева: Торжествуют. "Нет Бога, кроме Бога" 1872 г. 195,5 × 257, холст, масло. ГТГ (туркестанская серия). Справа: Побеждённые. Панихида. 1878-79 гг. 179,7 × 300,4 холст, масло. ГТГ (балканская серия)

Ещё его знают как художника, открывшего для России Восток и написавшего его архитектуру удивительно яркими красками. Что, впрочем, видно уже по картине "Торжествуют". Нередко архитектурный мотив перекликается с историческим, служа либо фоном для боевых действий, либо сам по себе превращаясь в сюжет.

Двери Тимура (Тамерлана). 1872 г. 213 × 168, холст, масло. ГТГ (туркестанская серия)
Двери Тимура (Тамерлана). 1872 г. 213 × 168, холст, масло. ГТГ (туркестанская серия)

"Двери Тамерлана" - врата величайшего воителя, благодаря которому Восток "хлынул" в мир.

Есть ещё этюды его индийской серии картин, где в глаза сразу бросается контраст между синим небом и ослепительно яркими в солнечном свете зданиями:

Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874—1876 гг. 38,7 × 54, холст, масло. ГТГ. (индийская серия)
Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874—1876 гг. 38,7 × 54, холст, масло. ГТГ. (индийская серия)

Но помимо всего этого В.В. Верещагин очень много рисовал именно пейзажи. По большей части как этюды, но иногда и как самостоятельные картины. Не как фон для боевых действий, не как память об историческом событии, случившемся среди этих ярких красок, а как фотографически точно запечатлённую часть Востока. Иногда со следами пребывания в ней человека, иногда без.

Туркестанская серия:

Близ озера Ала-Куль. 1869-70 гг. 17 × 26,8. ГТГ
Близ озера Ала-Куль. 1869-70 гг. 17 × 26,8. ГТГ
Озеро Ала-Куль. 1869-70 гг. 27,3 × 36. ГТГ
Озеро Ала-Куль. 1869-70 гг. 27,3 × 36. ГТГ
Озеро в горах. 1869-70 гг. 23,2 × 26,8. Холст, масло. Национальный музей «Киевская картинная галерея»
Озеро в горах. 1869-70 гг. 23,2 × 26,8. Холст, масло. Национальный музей «Киевская картинная галерея»
Проход Барскаун. 1869-70 гг. 27,3 × 36,1. Холст, масло. Калужский музей изобразительных искусств
Проход Барскаун. 1869-70 гг. 27,3 × 36,1. Холст, масло. Калужский музей изобразительных искусств
Проход Барскаун. 1869-70 гг. 17 × 26,3. Холст, масло. Череповецкое музейное объединение
Проход Барскаун. 1869-70 гг. 17 × 26,3. Холст, масло. Череповецкое музейное объединение
Снеговые вершины хребта Кыргызин Алатау. 1869-70 гг. 27,2 × 36,3, холст, масло.  Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
Снеговые вершины хребта Кыргызин Алатау. 1869-70 гг. 27,2 × 36,3, холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко

Вертикальный формат:

В горах Алатау. 1869-70 гг. 40,2 × 27,6. Холст, масло. ГТГ
В горах Алатау. 1869-70 гг. 40,2 × 27,6. Холст, масло. ГТГ

Яркие цвета индийской серии (Верещагин вообще очень многое сделал в работе с цветом и светом, что не делали до него):

Вид главных высот Гималаев из Дарджилинга в Сиккиме. 1874-75 гг. 20 × 28,4. Холст, масло.  Томский областной художественный музей
Вид главных высот Гималаев из Дарджилинга в Сиккиме. 1874-75 гг. 20 × 28,4. Холст, масло. Томский областной художественный музей
Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх. 1875 г. 40 × 28,2. Холст, масло. ГТГ
Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх. 1875 г. 40 × 28,2. Холст, масло. ГТГ

Иногда цвета бывают приглушённее:

Озеро в Кашмире. 1875 г. 23 × 29. Холст, масло. Переславский музей-заповедник
Озеро в Кашмире. 1875 г. 23 × 29. Холст, масло. Переславский музей-заповедник
Ночь на реке в Кашмире. 1875 г. 17 × 19. Холст, масло. ГТГ
Ночь на реке в Кашмире. 1875 г. 17 × 19. Холст, масло. ГТГ

А иногда В.В. Верещагин и вовсе бывает несколько не похож на то, что мы обычно привыкли видеть:

Горный ручей в Кашмире. 1875 г. 28 × 24. Холст, масло. ГТГ
Горный ручей в Кашмире. 1875 г. 28 × 24. Холст, масло. ГТГ

Совсем иные цвета художник показывает в "Гималайской трилогии".

Снег - сухой рассыпчатый, точно сфотографированный. А монотонно синее небо - для Верещагина вообще характерно монотонность небесной сферы - лишь усиливает впечатление холодный гор.

В Индии. Снега Гималаев. 1880-е. 150 × 318. Холст, масло. Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина
В Индии. Снега Гималаев. 1880-е. 150 × 318. Холст, масло. Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина
Снега Гималаев. В высшем узле гор, в Сиккиме. 1880-е г. 318 × 191. Холст, масло.  	Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина
Снега Гималаев. В высшем узле гор, в Сиккиме. 1880-е г. 318 × 191. Холст, масло. Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина

Но на этом ещё не всё. Не слишком известный факт, но русские земли В.В. Верещагин тоже писал, причём в очень, очень большом количестве. И здесь по небу, как и положено, уже во всю плыли облака:

На Северной Двине. Закат. 1880 - 1901 гг. 14,3 × 21,8. Холст, масло. Национальный музей «Киевская картинная галерея»
На Северной Двине. Закат. 1880 - 1901 гг. 14,3 × 21,8. Холст, масло. Национальный музей «Киевская картинная галерея»

И в этих этюдах его рука уже едва узнаётся, хотя работа над передачей световых эффектов продолжается, а в некоторым этюдам ещё присуща обычная точность:

Закат солнца в селе Бело-Слуде на р. Мошкурка. 1894 г. 32 × 39,5. Холст, масло. Музей изобразительных искусств Республики Карелия
Закат солнца в селе Бело-Слуде на р. Мошкурка. 1894 г. 32 × 39,5. Холст, масло. Музей изобразительных искусств Республики Карелия

И вот тут, хотя как будто писал не Верещагин, а какой-то другой художник:

Северная Двина.  1894 г. 27,5 × 39. Холст на картоне, масло. ГРМ
Северная Двина. 1894 г. 27,5 × 39. Холст на картоне, масло. ГРМ

А в тот же период времени, во время путешествия по Крыму и Кавказу, фон уже подёргивает дымка:

Крым. Дорога в горах. 1880 - 1901	гг. 24,5 × 20. Холст, масло. Национальный музей «Киевская картинная галерея»
Крым. Дорога в горах. 1880 - 1901 гг. 24,5 × 20. Холст, масло. Национальный музей «Киевская картинная галерея»

Для раскрытия темы - масштабная картина:

Гора Эльбрус. 1897 г. 318 × 150. Холст, масло. Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина
Гора Эльбрус. 1897 г. 318 × 150. Холст, масло. Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина

А это ещё одна масштабная картина, без дымки, зато с игрой света и теней:

Гора Казбек. 1897 г.. 287 × 196. Холст, масло. ГРМ
Гора Казбек. 1897 г.. 287 × 196. Холст, масло. ГРМ

Другой вариант:

Гора Казбек. 1897 г. 148 × 74. Холст, масло. Львовская галерея искусств
Гора Казбек. 1897 г. 148 × 74. Холст, масло. Львовская галерея искусств

Ну, и напоследок, немного неожиданно, совсем эскизная, но всё-таки зима:

Москва. Зима. конец 1880-х — 1890-е	гг. 22,2 × 32,2. Холст на картоне, масло. ГРМ
Москва. Зима. конец 1880-х — 1890-е гг. 22,2 × 32,2. Холст на картоне, масло. ГРМ
Сумерки. 17 × 22,4. конец 1880-х — 1890-е гг. Холст на картоне, масло. ГРМ
Сумерки. 17 × 22,4. конец 1880-х — 1890-е гг. Холст на картоне, масло. ГРМ