(Needful Things, 1993, США)
Какой же, небось, это адски нервозный труд: эвакуировать слона из посудной лавки, натягивать сову на глобус и утрамбовывать толстенный, под тысячу страниц, роман Стивена Кинга в формат двухчасового кино! Или трехчасового, как, по слухам, выглядит телеверсия "Нужных вещей" - без разницы. Всё равно, после такой свирепой редактуры фильм волей-неволей оторвется от книги настолько, что хорошо, если на экране она будет хоть сколько-нибудь узнаваема.
"Нужным вещам" Фрейзера Кларка Хестона в этом плане, скорее, повезло, чем нет. Конечно, в киноварианте эта история тоже многого лишилась, включая половину её многочисленных сюжетных линий. Но и с тем кастрированным материалом, из которого был сделан сценарий, всё-таки удалось донести до зрителя главную идею романа и ярко отобразить характеры не вычеркнутых из фильма персонажей.
Идея эта проста, как бубен, но в качестве дрожжей, на которых сюжет прёт затем и ввысь, и вширь, работает безукоризненно.
Однажды в выдуманном городке Касл-Рок (где происходит действие многих романов Кинга) поселяется импозантный мистер Лиланд Гонт (Макс фон Сюдов). Который сразу же открывает здесь магазинчик под названием "Пятёрочка"... пардон - "Needful Things", на первый взгляд напоминающий антикварный. Однако на второй и последующие взгляды это оказывается не так. Вскоре граждане Касл-Рока обнаружили, что среди выставленного на тамошних витринах барахла есть абсолютно уникальные вещи. Такие, о которых каждый из них либо давно мечтал, либо не мечтал, но коварный хозяин убедил его в том, что эта хреновина ему отныне позарез необходима.
Вдобавок мистер Гонт был настолько добр, что продавал весь свой товар в кредит. Или же правильнее это назвать бартером? То есть вы приобретаете цацку - ту, что вызывает у вас яростное слюноотделение, - но не за деньги, а за услугу. Не совсем законную, а то и совсем не законную (зависит от вашей безбашенности), но не за тимуровскую помощь ближнему, это уж точно.
Короче говоря, дьяволический мистер Гонт указывал вам пальцем на кого-то из сограждан и говорил, какую пакость вы должны ему сделать. И спасибо, что хотя бы не в открытую, а втихую. Затем чтобы жертва вашего хулиганства заподозрила в этом не вас, а того, кого она давно ненавидит или терпеть не может.
И началось после этого в Касл-Роке то, что в России обычно творится в ночь накануне Ивана Купалы. То есть когда некоторые обделенные интеллектом граждане почему-то решают, что этой ночью Уголовный Кодекс перестает действовать. И бегут со счастливыми рожами и гыгыканьем учинять в округе бардак и вандализм под девизом "Сделал гадость - в душе радость!".
Только вот в Касл-Роке это явление переросло в перманентное. А когда все его жители в итоге вдрызг переругались, передрались и перее... кхм... короче, перегнули все палки, какие только можно, выяснилось, что лишь один шериф Алан Пэнгборн (Эд Харрис) покупает абсолютно всё, что ему нужно, в местной "Пятёрочке". И что в магазине мистера Гонта ему нафиг ничего не сдалось, даже с большими скидками. А, стало быть, Алан был единственный, кто ещё мог бросить вызов захватившему Касл-Рок дьяволу и остановить эту чересчур затянувшуюся вакханалию.
***
В общем, на этом сатирическо-мистическом допущении - "Продай душу дьяволу за всякую хрень" - и полыхают в фильме (и в книге) все конфликты. Чей накал и разнообразие не дают нам заскучать. А в кино они вдобавок ко всему разыграны великолепными актерами и сопровождаются забойной музыкой, в данном случае легко узнаваемой классикой.
И всё-таки при наличии у вас выбора "книга или фильм" (если вы ещё с ними не знакомы) будет, безусловно, логичнее выбрать первую. Просто потому что в первоисточнике эта гражданско-вещевая война в Касл-Роке показана гораздо жестче и масштабнее. Тогда как из фильма вырезано слишком много сюжетной "мякотки", и легендарная демоническая энергетика Стивена Кинга ощутима в нём уже не так высоковольтно.