Утром из села с забавным названием Куртка мы отправились в путь к крупному высокогорному озеру Сонкёль, берега которого используются местными жителями как летние пастбища. На дворе стояла только середина мая, скотину туда ещё не перегнали, так что мы выступали своего рода первопроходцами. Народу поехало человек 12. Надо было поставить юрты и обустроить весь быт, а для этого требовалось много рук.
По пути заезжали в гости к местным кочевникам-скотоводам дабы поболтать и попить кумыс. Этот традиционный напиток обязательно стоит попробовать и лучше конечно же не магазинный, а домашний. Ну а если ещё и есть возможность сделать это в горах у кочевников, то отказаться вы просто не имеете права.
Дорога через перевал была очень живописна. Мы сперва поднялись по серпантину, а затем немного спустились в межгорную котловину, где и располагалось озеро. Погода в котловине сильно отличалась от той, что была внизу. Дул очень сильный пронизывающий ветер, лил дождь, было заметно холоднее.
Несмотря на плохую погоду начали ставить первую юрту. Не сидеть же в машинах целый день. Это была юрта китайского производства. Ставилась она проще и быстрее, чем традиционная. Такой своеобразный конструктор LEGO. Один элемент металлического каркаса вставляется в другой и так далее. А затем, когда каркас полностью собран, нужно закрепить на нём укрывной материал, который представляет собой нечто вроде плотного брезента. В общем, процесс довольно увлекательный. Тем более для меня, ведь я никогда не видел вживую как ставят юрты. Тут же получилось не только увидеть, но и активно поучаствовать в этом замысловатом действе.
Кстати, стоит китайская юрта всего около 500$. Это самое простое и доступное жильё кочевника. Свой собственный маленький домик, который можно быстренько разобрать, загрузить в старенький "ЗИЛ-130" и перевезти хоть на сотню километров. Повод задуматься всем тем, кто уже десятый год выплачивает свою ипотеку, а осталось ещё столько же. Ребята, выходит, что можно было и по-другому решить жилищный вопрос.
С установкой юрты и растопкой печки мы все обрели укрытие от дождя и холода. К этому времени все уже успели сильно промокнуть и замёрзнуть под пронизывающим ветром. Вскипятили чай, перекусили. Когда закончился дождь, я пошёл прогуляться по берегу озера. За исключением небольшого залива, вдававшегося в берег, оно всё ещё было полностью покрыто льдом. На берегу оттаявшей части водоёма тоже валялись огромные ледяные глыбы. И это в середине мая в такой тёплой и солнечной Киргизии! Высота 3000 м над уровнем моря даёт о себе знать. Это не просто абстрактная цифра, а суровая реальность.
Несмотря на то, что температура воздуха была около 5 градусов выше нуля, на сильном ветру они воспринимались как все минус 10. Поэтому долго я не прогулял и вернулся поближе к тёплой печке. Остальные люди к этому времени взялись за установку второй юрты – уже традиционной киргизской. В отличие от китайской, каркас у неё был деревянным, а укрывным материалом служил настоящий войлок. Ставить её сложнее, так как элементы каркаса нужно было связывать между собой верёвками, а не просто вставлять одну железяку в другую.
Традиционная юрта значительно дороже китайской, но она и теплее, что немаловажно в этих высокогорных краях. Войлок – это всё же не брезент какой-нибудь, этот материал испытан веками сотнями поколений кочевников. Ещё традиционная юрта тяжелее и сложнее в транспортировке. Хотя, раньше при перекочёвках всё это как-то успешно перевозилось без всяких машин.
Следующим утром я решил возвращаться в цивилизацию не на грузовике, на котором мы привезли юрты, а на микроавтобусе с французскими туристами, приехавшими на озеро поздним вечером. Во-первых, выезжали они раньше, а во-вторых, ехать планировали по другой дороге, хотя и не были полностью уверены, что перевал там открыт. Распрощавшись с гостеприимными киргизами, мы двинулись в путь.
Проехав вдоль берега озера около 20 км, водитель свернул и поехал через другой перевал. Дорога была, пожалуй, ещё более живописной, чем та, по которой я попал на Сонкёль. За перевалом мы остановились на берегу горной речки. Один из французов просидел там около получаса с удочкой, пытаясь поймать какую-нибудь рыбу, однако на этот раз удача так и не улыбнулась ему.
В итоге доехал с этими ребятами до Кочкорки, а там наши пути разошлись. Они приняли решение остановиться в каком-то местном гестхаусе, а я двинулся дальше – в сторону Бишкека и границы с Казахстаном, которую пересёк в этот же день ещё засветло.