12 мая 1855 г. родился известный композитор Анатолий Константинович Лядов, жизнь и творчество которого тесно связаны с Боровичским краем.
В 2016 году Олег Игоревич Прохоров передал Боровичскому филиалу Новгородского музея-заповедника большую коллекцию (370 ед.) писем, фотографий из семейного архива Лядова, которая открыла, ранее неизвестные, факты из жизни композитора.
Ещё студентом Петербургской консерватории Лядов подолгу гостил в имении своей тёти, В.А. Табулевич. Небольшая усадьба Пестрецово (Благодатное) находилась на правом берегу р. Крупы, в пяти километрах от Боровичей. По свидетельству сестры композитора, Ольги Афанасьевны Корсакевич, именно здесь Лядов впервые услышал и полюбил русскую песню в её живом, народном звучании.
Многие песни Анатолий Константинович записывал, а в дальнейшем обработал и включил в «Сборник народных песен» (1898). В 1884 году композитор получил в приданое за женой Надеждой Ивановной Толкачёвой часть большого дома в усадьбе Полыновка Хоромской волости, где и проводил летние месяцы в течение трёх десятилетий.
Приезжая сюда с женой и сыновьями, он набирался вдохновения и сил для дальнейшей деятельности. В последнее десятилетие жизни он создал известные миниатюры сказочного содержания для оркестра: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро», «Танец Амазонки». Прообразом «Волшебного озера» (1909) ему послужило любимое место в окрестностях Боровичей – озеро Дуденево.
«… Действительно, жил 30 лет в усадьбе Полыновка, но не на даче; он любил в ней «деревню», её простоту жизни, красоту окружающей местности. Усадьба была родным гнездом для жены, необходимым пребыванием для детей – зачем же было искать другое летнее помещение? Правда, жил 30 лет в очень «замкнутом кругу лиц», вернее 30 лет приносил великодушную жертву. Но эта жизнь не была однообразной, ни монотонной. Она была разнообразна ценным содержанием внутреннего мира Анатолия Константиновича. В ней владычествовали: любовь к музыке, к творчеству, ко всему художественному в искусстве; потребность обогащать, расширять свой умственный кругозор постоянным чтением.
Кроме того, его тонкая творческая натура – «большой ум и нежная душа» (определение Владимира Каренина в статье «Лядов и его зорюшка») и любовь всех, кто близко знал его – всё это не создавало ни внешней, ни внутренней монотонности, и творчество в этой жизни было не «украшением», а прекрасным результатом».
«Книга о Лядове» Ольга Афанасьевна Корсакевич.
Воспоминания и критические работы двоюродной сестры композитора А.К. Лядова, с приложением писем, документов и др. материалов.
Составление, редакция и комментарии И.О. Прохорова и О.В. Соловьёвой.
Фото из архивов Боровичского музея.