Найти в Дзене
Муравленко 24

Как воспитать в детях любовь к чтению?

Впереди летние каникулы. Школьников ждут веселые приключения, море, солнце и… длинный список литературы, который нужно прочесть за время летнего отдыха. Тот, кто читает взахлёб, сделает это без труда, но есть и такие ребята, которые не очень любят книги и вряд ли справятся с поставленной задачей.

Воспитать грамотного читателя, который будет всегда с книгой на «ты», во все времена было непросто. Даже 30 лет назад дети делились на читающих и нечитающих. Как же пробудить нежные чувства к литературе, как не упустить этот момент? Какой должна быть мотивация? Какие книги заинтересуют ребенка? Попытаемся в этом разобраться.

Читайте с рождения

Психологи советуют читать детям сказки буквально с пелёнок. Конечно, в таком возрасте малыш еще не понимает слов, но мамин или папин голос говорит младенцу об их близости. Его успокаивает интонация, он чувствует родительское тепло и заботу. Уже с десяти месяцев и до полутора лет у детей формируется словарный запас.

С двух лет ребёнок воспринимает отдельные слова и фразы, а в три года он не только активный слушатель, но и собеседник. Но всё должно быть в меру. Не нужно читать книги ребенку часами – достаточно 10-15 минут, именно столько длится фаза активного внимания.

«Советы психологов отлично работают на практике», – говорит Галина Гуменюк, мама восьмилетней Вики. С самого раннего возраста родители читали малышке сначала стишки, потом сказки.

«Каждый раз ребенок был в предвкушении очередного небольшого «сеанса» семейного чтения. Если первые годы жизни ребенка я самостоятельно подбирала нужные книги, часто советовалась с продавцами детской литературы в книжном магазине, то когда дочь стала чуть старше, она уже сама просила прочесть ту или иную сказку или стихи», – рассказывает Галина.

Параллельно с чтением Вика стала учить буквы. В три года она знала весь алфавит. Результат родительского труда и желание самого ребенка дали свои плоды. В четыре с половиной года девочка уже умела читать по слогам.

«Сегодня Вика лидер по чтению в классе. Без книг не представляет своей жизни. Едва закончила читать одну книгу, тут же бежит в библиотеку за новой», – говорит мама девочки.

«Первая книга, которую я прочитала, называлась «Дядя Фёдор», – добавляет Вика Гуменюк. – Она меня настолько увлекла, что я даже не ходила гулять с подружками. Мне было интересно, чем же закончится произведение. Сейчас я читаю целую серию книг «Девочка-детектив Агата Мистери» итальянского писателя Стива Стивенсона. Сто двадцать страниц за одну неделю. Не люблю, когда в книге много иллюстраций. Сюжет произведения, героев книги мне нравится рисовать в своём воображении. И у меня это здорово получается!»

Благодаря чтению у ребенка увеличивается словарный запас, развивается речь, значительно улучшается память. Маленький книголюб легко воспринимает разную информацию, учится её анализировать и делать выводы. Формируются и основы нравственности. Ребенок вместе с героями книги переживает происходящее, примеряет образы на себя, учится отличать плохое от хорошего, понимает, где зло, а где добро, и выбирает, на какой бы стороне он хотел быть.

Начать никогда не поздно!

Существует мнение психологов, что привить любовь к книге и чтению можно лишь до 9 лет. А что же делать тем родителям, к которым осознание того, насколько важно для ребенка чтение литературы, пришло, когда чаду исполнилось 10, 11, 12 лет? «Ни в коем случае не отчаиваться и не опускать руки», – уверяют биб-лиотекари и учителя русской литературы. Всё еще можно исправить, ведь есть немало примеров, когда у нечитающего до определенного возраста ребенка потом разыгрывался настоящий «литературный аппетит».

«В детскую библиотеку пришёл мальчик лет одиннадцати, – рассказывает библиотекарь Елена Шморгун. – Долго ходил между стеллажей и не мог определиться, какую книгу выбрать. Мы разговорились с ним. Выяснилось, что никаких произведений, кроме тех, которые задают по литературе, он никогда не читал. Стала расспрашивать его, чем увлекается, кем мечтает стать в будущем. Выяснилось, что мальчику очень интересна тема Великой Отечественной войны. Посоветовала книгу Виктора Голявкина «Мой добрый папа» о послевоенном времени. Через 7 дней он прибежал за новым произведением. Вот так ребенка «зацепило» с первого посещения библиотеки. За короткое время он перечитал Рыбакова, Катаева, Алексеева. Сейчас увлёкся приключенческими рассказами. И таких мальчишек и девчонок очень много».

Прививая ребенку любовь к чтению нельзя недооценивать значение детской библиотеки. Там юному читателю не дадут потеряться в огромном количестве добрых, поучительных, замечательных книг. Библиографы всегда расскажут о новинках, помогут подобрать книгу и привить читательский вкус.

«Как только ребёнок впервые переступил порог нашего учреждения, – рассказывает заведующая детской библиотекой Марина Михедова, – мы всегда встречаем его словами: «Привет! Мы рады, что ты пришел к нам. У нас есть здесь разные книги, комиксы, журналы – новые, яркие, чудесные. Читать можно вместе или по одному, сидя на стуле или удобно устроившись в уютном кресле. Мы можем с тобой порисовать, поговорить или же, наоборот, помолчать над книжками и иллюстрациями».

И такой подход работает. Доброжелательная среда всегда вызывает доверие и расслабляет. Тот, кто однажды пришёл в читальный зал биб-лиотеки, как правило, потом возвращается сюда вновь и вновь. Библиотекари знают каждого ребенка по имени, помнят читательские предпочтения.

Дело вкуса

Навязывать ребенку прочесть то или иное произведение ошибочно. То, что вам в школьные годы казалось безумно интересным, вашему ребенку может показаться скучным и не стоящим внимания. Нужно учитывать время, в котором мы живём. Эра телевизоров и компьютеров сформировала у детей так называемое клиповое мышление, когда информация воспринимается в основном через картинки и в «разложенном по полочкам» виде, когда не требуется дополнительного напряжения. Потому часто предпочтение отдается комиксам – сегодня это модно и просто. В этом ничего плохого нет, но всё же нужно быть гибкими и уметь правильно подсказать, направить, предлагая альтернативу.

«Без сомнения, важен возраст ребенка, – рассказывает учитель русского языка и литературы Елена Архипова. – Если малышам нравятся сказки и приключения, то подросткам интересны повести и рассказы о любви, непростых отношениях между людьми, о дружбе, об одиночестве и сложностях в современном мире. В 13-15 лет мотивация уже совсем не познавательная, зачастую теряется интерес к учебе, это период бунтарства, желание уйти от проблем и трудностей, с которыми сталкиваются ребята. Поэтому вполне объясним интерес к фантастике и фэнтези».

Из обязаловки – в удовольствие

Читать во время летних каникул педагоги задают неспроста. В учебнике произведения печатаются в сокращённом виде, а значит, теряются очень интересные моменты и детали. Во время длительного отдыха школьники могут наверстать упущенное. Посоветуйте ребенку воспринимать этот список не как обязаловку, а как приглашение к чтению. Даже если несколько романов останутся недочитанными или вовсе непрочитанными, к ним всегда можно будет вернуться во время учебного года.

«Чтобы прочитать максимум из заданного списка на лето, никогда не откладывайте это на завтра, – советует учитель русского языка и литературы Елена Архипова. – Делайте это дозированно, но каждый день. Начните с 30 минут. Лучше читать не одному, а с мамой, папой, бабушкой. Так неизбежен момент обсуждения произведения, что позволит запомнить текст, глубже понять роль героя. Посмотрите хорошую экранизацию того или иного произведения, потом прочтите оригинал и сравните с тем, что вышло на экране. Читайте книги. И помните: это не тяжёлая обязанность, а дверь в новое».

Кстати

От 0 до 3 лет. Читайте детям стишки, сказки, потешки. В продаже есть много красочных изданий, которые можно не только читать, но и играть с ними: книжки-вкладыши, книжки-кармашки, книжки-пазлы. Самые популярные и любимые детворой авторы: Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто, Владимир Сутеев, Эрик Карл, Андрей Усачёв, Борис Заходер, Сурен Мурадян, Юсуке Ёнедзу.

От 3 до 6 лет. Это возраст почемучек, на книжных полках для детей есть много энциклопедий, интерактивных книг. К примеру, книга «Над землёй и под землёй» покажет ребенку, что скрывает природа от наших глаз: на дне реки, в лесу и на вершине горы. Расскажет, как животные строят свои норы и как под землёй выглядит огород. С помощью маленьких «окошек-секретиков» можно увидеть, что находится под камнем или в стволе дерева.

Источник