5 июня 2019 года ведущий аукционный дом русского искусства MacDougall’s проведет свои очередные торги в Лондоне и представит редкие работы русских художников, а также сохранившуюся часть императорского сервиза с уникальным провенансом.
Больше информации вы можете найти на нашем сайте Holistic Auction.
На торги будет выставлена очень редкая по тематике картина Бориса Кустодиева «Бахчисарай» 1917 г. (эстимейт 1,200,000-1,800,000 GBP) с нехарактерным для творчества художника восточным мотивом. Кустодиев поехал в Крым на лечение в 1915 г., о чем не очень радостно отзывался в своих письмах, поскольку лечение не принесло ожидаемого результата. Вероятно, единственной работой из этой поездки стал акварельный этюд, написанный Кустодиевым в Бахчисарае, в настоящее время хранящийся в Национальной галерее Армении, и положивший структурную и композиционную основу для работы на холсте. Полотно «Бахчисарай», главным образом, передает краски и свет, какие художник наблюдал вечером в маленьком татарском городке. Композиция включает большое количество персонажей и полноту характерных деталей – это натуралистично передает атмосферу и собирательный образ востока. Кустодиевское видение окружающего мира примечательно своей реалистичностью и индивидуальностью одновременно: избегая буквальной цветовой передачи, художник нарочито выбирает чистые цвета для «Бахчисарая», что создает яркий световой и тоновый контраст, точно передающий состояние природы и настроение происходящего действа.
Примечание: Подлинность работы подтверждена экспертом V. Petrov.
Работа мастера фольклорно-исторической живописи Виктора Васнецова «Юные мечты (Цесаревич)» 1918 и 1922 гг. (эстимейт 650,000-900,000 GBP) изображает романтический образ ребенка, мечтательно смотрящего вдаль. Расписные стены и орнамент обтянутого тканью стула, детали убранства и одежды погружают зрителя в патриархальную атмосферу московского княжеского двора. Картина перекликается с эпическим произведением художника «Баян» (1910 г.), на котором одним из главных героев является мальчик, слушающий песнь древнерусского сказителя. Образ мальчика со светло-каштановыми волосами и светлой кожей, изображенный на обоих картинах, является характерным типажом Виктора Васнецова: вероятно, моделью художника для обоих полотен был его сын Владимир.
«Портрет Александра Божерьянова» (эстимейт 250,000-400,000 GBP) был написан известным русским живописцем и графиком Юрием Анненковым. Предположительно, портрет был создан в 1921 г., когда художники вместе работали над постановкой в театре Вольной комедии в Петрограде.
Портрет принадлежит известной серии «Портреты», созданной Анненковым, которую художник писал со своих современников – многих деятелей русской культуры. Выставляемый портрет является классическим образцом творчества Анненкова. Все портреты серии намеренно выполнены черными чернилами и карандашом на бумаге в едином стиле: изображение включает только голову модели и выполнено резкими линиями, характерными для европейского ар-деко.
Портрет Александра Божерьянова несет явный социобиографический характер: Божерьянов изображен на фоне баночки с чернилами и тюбика с краской – основной инструмент художника, и зарисовок Петрограда того времени.
«Портрет графа Никиты Ивановича Панина» (эстимейт 200,000-300,000 GBP) был написан Федором Рокотовым, вероятно, в 1760-1770 гг., в честь награждения Панина Орденом Св. апостола Андрея Первозванного 22 мая 1762 г. – высшей награды Российской империи – за 12 лет дипломатической службы. Дискуссия искусствоведов привела ко мению, что портрет мог быть написан, также, в 1766–1767 гг., во время работы Рокотова над серией портретов Екатерины II для русских посольств за границей. Похожий портрет Панина в исполнении художника 18 века Василия Ярославского находится в запасниках Русского музея.
“Santi Apostoli, Venezia” (эстимейт 300,000-500,000 GBP) была написана Петром Кончаловским в 1924 г. во время командировки художника в Венецию. Поездка Кончаловского в Италию стала возможной после длительных переговоров между СССР и Италией, когда было решено представить советское искусство на Венецианской биеннале – среди 600 отобранных работ было несколько картин Кончаловского. Художник ранее уже был в Италии в 1903 г., но в тот период впечатлился красотой Рима, куда очень хотел вернуться – так он и сделал во время своего пребывания в Венеции. Но именно после поездки в Рим, на обратном пути домой, художник снова посетил Венецию и, очарованный ее архитектурой, представил абсолютно новое видение «своей» Венеции: холодный камень, зеленая поверхность воды, теплые, прогретые солнцем старые стены и композиционная динамика придают работе сильную внутреннюю энергию.
«Портрет китайца» Александра Яковлева (эстимейт 150,000-200,000 GBP) размером полтора метра в высоту – очень редкая для художника работа подобного масштаба. Портрет был создан во время первой поездки Яковлева на Дальний Восток 1917-1919 гг. Тогда художник посетил Монголию, Японию и Китай по стипендии от Академии художеств. Яковлев активно наблюдал за течением жизни местных жителей: посещал храмы и бедные деревни, бывал на различных церемониях, ходил с рыбаками в море, общался с ныряльщиками за жемчугом. Выставляемая работа отличается высоким мастерством и качеством рисунка в передаче характера натурщика.
Размером более метра «Пейзаж с лыжниками» (эстимейт 550,000-800,000 GBP) кисти Константина Юона был написан в 1910-е гг., когда художник поселился со своей женой в деревне Лигачево недалеко от Москвы. В этот период зимний пейзаж стал излюбленным жанром художника. Юон писал свои зимние работы, выходя на пленэр, потом дорабатывал их дома до следующего выхода на открытый воздух.
«Пейзаж с лыжниками» композиционно акцентирует внимание на ритме, создаваемом фигурами детей и цветовыми массами деревьев, распределенных каскадом, а также легкими следами лыж на снегу. Художник передал мягкость розовых тонов снега, комбинируя его с бликами солнечного света, за счет чего достигается ощущение чистоты морозного воздуха. Элемент жанра с катающимися на лыжах детьми и резвящимися собаками создает уютную атмосферу подмосковья того времени.
Сохранившаяся часть императорского сервиза
Стоит отметить уникальную коллекцию десертных фарфоровых тарелок Императорского фарфорового завода периода правления Николая I (1825-1855) из обеденного сервиза, который был частью приданого Великой княжны Александры Николаевны. Сервиз был сделан в 1843-1844 гг. по приказу Николая I специально для своей дочери. Коллекция представлена 61 лотом (лот 311-373).
Великая княжна Александра Николаевна была четвертым ребенком Николая I и Александры Федоровны и первой женой князя Фридриха Вильгельма Гессен-Кассельского. Она родилась в Царском Селе в 1825 году и была ласково известна как «Адини». Князь Фредерик и Адини влюбились во время его визита в Санкт-Петербург зимой 1843 года, и 28 июня 1843 года было объявлено об их помолвке. К сожалению, Адини заболела туберкулезом перед свадьбой и вскоре скончалась, так и не покидая Россию. По настоянию императора Николая I и императрицы Александры Федоровны приданое, уже отправленное в Великое герцогство Гессенское, оставалось там в распоряжении князя.
Большая часть десертных тарелок была расписана на тему маскарада и театральных костюмов. Особый интерес представляет тарелка с кремовым фоном с изображением выдающейся австрийской балерины Фанни Эльслер (1810-1884) в роли Флоринды, исполняющей испанский народный танец «качуча» в балете «Хромой бес» в постановке Жана Коралли (эстимейт 2,000-3,000 GBP). Фанни Эльслер (1810-1884) приезжала с Россию по личному приглашению императора Николая I, и в течение трех сезонов исполняла свою известную «качучу» в театрах Москвы и Санкт-Петербурга.
На десертных тарелках воспроизведены фрагменты картин самых востребованных художников 19 века и работ известных художников, входивших в императорскую коллекцию Зимнего дворца. Картины отправлялись на фабрику прямо из императорских резиденций для копирования. В частности, на некоторых тарелках воспроизведены фрагменты работ придворного живописца Адольфа Ладюрнера (1799-1855), включая одну из любимых картин императора Николая I – «Часть Белого (Гербового) зала в Зимнем дворце» 1838 г., находящейся в настоящее время в коллекции Государственного Эрмитажа. На тарелке с пудрово-розовым фоном изображены офицеры роты дворцовых гренадеров и Петр Волконский (1776-1852) – министр императорского двора и уделов (эстимейт 10,000-15,000 GBP).
Изображения видов Санкт-Петербурга и императорских резиденций – Петергоф, Царское Село, Гатчина, Павловск – стали важной темой для декорирования императорского сервиза. Десертную тарелку с кремовым фоном украшает фрагмент рисунка Карла Беггрова (1799–1875) «Вид арки Генерального штаба» 1820-1830 гг. (эстимейт 10,000-15,000 GBP)
Информация с сайта Holistic Auction