Найти тему
Микрула

Что будет, если златоглазка найдёт тлю?

Я занимаюсь наблюдениями в микроскоп уже очень давно. Изготовление фотоснимков и видео — дело для меня привычное. И вот, летом 2018 я попробовал для себя новый формат — интернет-стримы — когда изображение с моего микроскопа транслируется в сеть в реальном времени, а все желающие подключаются и становятся зрителями.

На одном из таких онлайн-вещаний мы рассматривали взрослую особь златоглазки.

Острые когти, шипастые ноги, грызущий ротовой аппарат. Одна часть зрителей восхищалась, а другая устрашалась, но всем, как и мне, было интересно. Вдоволь насмотревшись на это животное, я уже подумал заканчивать трансляцию, но тут мне пришла в голову идея подложить к златоглазке лист, населённый тлёй. Воодушевлённый одобрительными сообщениями зрителей, я помчался в сад за «жертвами».

Честно признаюсь, меня терзали сомнения по поводу того, имею ли я моральное право демонстрировать на публику, как хищник расправляется с жертвами, пусть это и насекомые. Как поведёт себя эта «боевая машина» в окружении тли, мне было не известно. Возвращаясь с листом в руках, я тайно надеялся, что златоглазка просто проигнорирует тлю и никакой бойни не будет. И мы, удовлетворив своё любопытство, быстро разойдёмся.

«О, а вот и тлешки!» — прокомментировал кто-то из зрителей появление тли в кадре.

-2

Большей частью они сидели в куче, но также были особи, которые расползлись по другим листам. Мгновенного нападения на эту тучу беззащитных букашек со стороны златоглазки не произошло и я переключился на неё чтобы дождаться того момента, когда она всё же почует добычу.

Когда объектив был переключён на «королеву бала», мы увидели картину, которая не оставила равнодушным никого. Из под её задней лапки, как из под каблучка, пыталась выбраться тля, но острый коготок не давал убежать добыче.

-3

Тля упиралась, изо всех сил пытаясь вырваться из плена. Посыпались комментарии зрителей: «Ой, что сейчас будет...», «Жалко тлешечку», «Попалась!» и им подобные. Видно было, что среди зрителей есть и сострадающие и те, кто твёрдо уверен, тля — злостный вредитель.

Сама златоглазка в тот момент не двигалась, и казалось, что вырывающаяся из лап добыча её не волновала: либо она и за добычу её не считала, а так «просто наступила», либо была в полной уверенности, что из её цепких лап уж точно никто не уйдёт. И второй вариант для меня стал почти очевиден, когда я увидел, чем она занималась в это время.

Это грациозное большеглазое животное в ускоренном темпе чистило передние лапки, время от времени пуская пузыри из слюней.

-4

Так как приготовление к трапезе длилось продолжительное время, я переключился на рассмотрение тли, но уже через минуту пожалел об этом: златоглазка исчезла с насиженного места и была потеряна из вида. Я стал крутить садок, в котором разворачивались описываемые мной события.

Можно сказать, что мне повезло. Я нашел её как раз в тот момент, когда она влетела в самую гущу стада тли.

-5

В этот момент кто-то прокомментировал происходящее, используя нецензурную брань: «Да тля, получай, ***!». Видимо, из-за личной и очень серьёзной неприязни к этому сельскохозяйственному вредителю.

Пока я менял ракурс и освещение, златоглазка затихла среди лениво томящихся представителей семейства тли. Закончив с настройкой аппаратуры, мы стали свидетелями, как златоглазка вертит молодую поросоль тли во рту, активно работая лапками и крутя её во все стороны.

-6

«Она её ест!», «Бедняжка» — стонали одни. «Молодец» — ликовали другие.

В этот момент, я пожалел о том, что сделал. Я понимал, что это естественный процесс, но в данном случае я выступал в нём в роли режиссёра. Я будто бы нарушал баланс, подыгрывая сильному, обрекая на гибель слабых, демонстрируя это на публику. Мысль о том, что я ведущий в этом «шоу», была мне не по нраву.

Но вот прошла уже минута, а златоглазка по прежнему крутила во рту зелёненькую букашку и та на вид была целой и невредимой. В этот момент ко мне и моим зрителям пришло понимание, которое было выражено в одной из реплик: «Да она не ест тлю, она пьёт её молочко!».

Эта, так называемая, «хищница» просто удерживала тлю за задние лапки, ловко подхватывая члениками своего ротового аппарата шарики сахарной жидкости, которую выделяет тля. При этом тля могла свободно бродить по голове златоглазки, лишь бы её задняя часть брюшка находилась у рта любительницы поесть сладкого.

Наевшись, златоглазка отпустила «жертву», и наше наблюдение на этом закончилось.

-7

Я несказанно рад такому исходу событий. Во-первых, я не стал режиссёром жестокого растерзания. Во-вторых, мы узнали о том, что взрослая особь златоглазки не хищник (а вот её личинка как раз таки ест тлю пачками).

В-третьих, и самое главное, я в очередной раз нашел подтверждение тому, что не всегда то, что кажется вполне очевидным, является таковым на самом деле. Острые когти могут служить захватом и помогают удерживаться, а устрашающий рот со множеством подвижных члеников — лишь замена вилки и ложки. И только собственные наблюдения могут расставить всё на свои места. В этом и есть суть моего занятия.

Все самые важные моменты описанного наблюдения изложены в этом коротеньком видео.