Павел Пестель был арестован 13 декабря 1825 года. Он был вызван из Линцов, где находился со своим Вятским полком в Главный штаб 2-ой армии, в город Тульчин. О том, что он будет арестован, Пестель догадывался, поэтому успел подготовиться: сжег часть бумаг и, судя по всему, собрал с собой чемоданы с одеждой и необходимыми вещами. Описи Петропавловской крепости показывают, что вещей было немало. Но они же показывают и материальное состояние – ничего роскошного и экзотического у Павла Ивановича с собой нет. Просто немалый запас белья и одежды, часть из которой – поношенная или вовсе «ветхая».
Пестели вообще небогаты. У них небольшое имение – сельцо Васильево под Смоленском, дохода оно приносит немного. А у отца семейства – Ивана Борисовича, бывшего сибирского генерал-губернатора - серьезные долги. Они не голодают, долги потихоньку выплачивают – но в целом это такая чистая и очень по-немецки аккуратная, но бедность. Единственная роскошь, которую позволяет себе полковник – это лошади, его страсть.
А вот остальные вещи примерно таковы:
В одном чемодане: темно-серая форменная шинель, два темно-зеленых мундира, двое рейтуз, три черных жилета, два белых пикейных жилета, три пары перчаток, десять полотняных рубашек, восемь подштанников, семь новых носовых платков и четыре ветхих, ордена. Во втором чемодане – два голубых одеяла на вате, одно новое, одно ветхое, местами прогнивший парусинный тюфяк, семь ветхих носовых платков, ветхий жилет, небольшой ветхий ковер и подушка.
Большой ковер, в котором две ветхих шинели, ветхая волчья шуба, ветхий сюртук, старый жилет, ветхие теплые сапоги, две старых кожаных подушки, старый шерстяной платок и старый тулуп.
Вообще интересно, что эти описи отличают «старый» от «ветхого».
И деревянный ящик с замком, в котором находились всяческие вещи для гигиены и курения. Сломанное зеркало, две ложки, два стакана, нож с вилкой, две зубные щетки и «пружинка для чищения языка серебряная», маленькие ножницы, табакерка с портретом Витгенштейна, глиняная трубка и старый янтарный мундштук, мыльница, кусок мыла, жестянка с зубным порошком, четыре бритвы, очки в стальной оправе, «нитки в синей сахарной бумаге, бумага и иголки», жестянка с ваксой, золотые часы и золотое кольцо, и ордена: два прусских ордена «за заслуги», св. Анны, св. Владимира, серебряная медаль 1812 года, золотой крестик, две ладонки, бумажник, еще два каких-то «иностранных ордена», 175 рублей бумажками и 4 рубля 65 коп. серебром.
Было еще несколько совсем личных вещей, которые были на Павле Пестеле в камере. Кольцо, подаренное матерью, булавка, подаренная отцом – он отдал их священнику, лютеранскому пастору Рейнботу при последней исповеди.
Остальные вещи в итоге пошли с аукциона. В Петербурге находился один из прямых наследников Пестеля – его младший брат Владимир, полковник Кавалергардского полка, но он то ли испугался, то ли просто не захотел забирать все это ветхое тряпье – и они пропали. Не знаю, кстати, взял ли деньги – в 23 томе об этом нет...
Если вам нравятся статьи на нашем канале, обязательно поставьте лайк и подпишитесь на наш канал! Так вы будете чаще видеть наши статьи в своей ленте Дзена и не пропустите новые!
Еще читать о декабристах, их вещах и их долгах:
Какие вещи были у декабристов в крепости? Перстни, табакерки и хищная моль Петропавловки
Какие вещи были у декабристов в крепости? Личные вещи К. Ф. Рылеева
Кому и сколько были должны декабристы? Русское дворянство и финансовый бардак
Кому и сколько были должны декабристы? Как князь Вадбольский не выплачивал денег мелкому лавочнику?