Найти тему
Дмитрий Март

Как Сталин относился к Булгакову на самом деле

Оглавление

Парадокс в том, что сегодня автора "Мастер и Маргарита" пытаются обвинить в том же, в чем упрекали ещё в 20-е годы, в том числе в агностицизме, мистицизме и так далее и тому подобное. "Эти критики пытались и пытаются принизить его роль. Но ничего у них не получилось и сегодня не получается", - так считает известный московский литературовед Екатерина Орлова. Она также убеждена, что Михаил Афанасьевич вовсе не был любимчиком Сталина.

Иосиф Виссарионович и Михаил Афанасьевич
Иосиф Виссарионович и Михаил Афанасьевич

"Просталинский" роман

Согласитесь, парадокс: если в годы перестройки и гласности Михаила Булгакова считали чуть ли не самым антисоветским автором, то сегодня на полном серьезе заявляют о том, что он написал свой самый знаменитый роман «Мастера и Маргарита» для... Иосифа Виссарионовича Сталина. Такая новомодная трактовка набрала популярность в большой степени благодаря Дмитрию Быкову (дай ему Бог здоровья, конечно же!), которого нередко воспринимают как некоего всезнающего гуру.

Якобы весь смысл романа сводится к единственному посылу: Сталин это, безусловно, Зло (как Воланд), но пусть он продолжает делать то, что делает, поскольку людишки другого и не заслуживают. Но только пусть при этом не трогает художников, то есть писателей. А значит, и Булгакова.

Однако тем, кто как следует вчитывался в "Мастера и Маргариту", думаем, все же очевидно, что роман полон гораздо более глубоких мыслей. Да и сам Михаил Афанасьевич очень негативно реагировал на какие-либо попытки провести параллели между Воландом и Сталиным.

Звонок из Кремля стал роковым
Звонок из Кремля стал роковым

Профессор Екатерина Иосифовна Орлова возглавляет кафедру истории русской литературы и журналистики МГУ. Её мама дружила с последней супругой Булгакова. С тех пор в семье хранится знаменитый сборник произведений писателя, выпущенный в эпоху оттепели с дарственной надписью самой Елены Сергеевны Булгаковой. Это был тот толчок, который подстегнул молодого литературоведа Орлову обратить особое внимание на творчество полузапрещенного советского автора.

Профессор Екатерина Иосифовна Орлова
Профессор Екатерина Иосифовна Орлова

Звонок вождя

- Считается, что "любимчиком вождя" Михаил Булгаков стал благодаря знаменитому звонку Иосифа Виссарионовича 18 апреля 1930 года. После чего писателя тут же приняли на работу в Художественный театр, - сказала профессор во время встречи на ВДНХ с любителями творчества Булгакова.

Звонок Сталина был вызван письмом, которое Михаил Афанасьевич направил Правительству СССР 28 марта 1930 года. В нем писатель характеризует свое положение такими словами: “ныне я уничтожен”, “вещи мои безнадежны”, “невозможность писать равносильна для меня погребению заживо”. Критика его тогда и впрямь вовсю шельмовала. А после звонка вождя Булгаков действительно получил работу в Художественном театре.

Памятник Михаилу Булгакову на Большой Пироговской появился совсем недавно
Памятник Михаилу Булгакову на Большой Пироговской появился совсем недавно

Хотя ни один спектакль, над которым он трудился, так и не вышел. Скажем, он работал над гоголевскими «Мёртвыми душами», чтобы сделать инсценировку. Все тщётно. Ещё работал с Вересаевым над пьесой о Пушкине, которая так и не была поставлена...

А параллельно Булгаков пишет свой последний, закатный роман «Мастер и Маргарита», который, как известно, не был закончен. Целое десятилетие, до самой смерти в 1940 году, писатель работал при полном общем молчании. И умер так же...

5 октября 1926 года состоялась премьера пьесы «Дни Турбиных»
5 октября 1926 года состоялась премьера пьесы «Дни Турбиных»

Маяковский решил освистать

- А как к Булгакову относились революционные писатели?

- Характерным примером был Владимир Маяковский. Они не общались. Потому что это были как два противоположных полюса. Они друг друга не любили. И это ещё мягко сказано. В 1928 году собралось закрытое собрание Главреперткома, чтобы найти предлог для запрета «Дней Турбиных». Однако предлог никак не находился. А спектакль пользовался невероятным успехом.

Тогда Маяковский предложил привести в театр группу идеологически близких себе людей, чтобы они освистали постановку. Это выступление поэта было опубликовано в 13-м томе собрания сочинения. Я с большим сожалением его прочитала. К счастью, освистание так и не состоялось. Хотя спектакль всё равно, к несчастью, закрыли. А вот после звонка Сталина его возобновили. И все шепотом спрашивали друг у друга, что это может означать.

Сегодня интерес к Булгакову по-прежнему высок. "Нехорошая квартира" на Большой Садовой превратилась в музей
Сегодня интерес к Булгакову по-прежнему высок. "Нехорошая квартира" на Большой Садовой превратилась в музей

Душили и ласкали

- Интересно, что говорил по этому поводу сам Булгаков?

- Когда у него спросили насчет звонка Сталин, он ответил коротко и ясно: «Это значит, что автору вернули часть его жизни. Вот и всё». На мой взгляд, в 1930 году Михаил Афанасьевич на время оказался тем, чем в свое время стал Александр Сергеевич Пушкин. Тогда император Николай Первый вернул его из ссылки, приблизил к себе и пообещал быть первым читателем. Вроде обласкал. И в глаза многих Пушкин превратился в любимца царя.

Хотя на самом деле это было совсем не так. Одной рукой его ласкали, а другой — душили. Булгаков попал практически в аналогичную ситуацию. Многие считали, что он стал любимцем вождя. Но почему, в таком случае, до самой смерти не были больше ничего напечатано? В 30-е Булгаков даже написал одному из ближайших своих друзей, философу и литературовед Павлу Сергеевичу Попову: «Ведь я не совсем ещё умер...»

Знаменитый сборник произведений писателя, выпущенный в эпоху оттепели
Знаменитый сборник произведений писателя, выпущенный в эпоху оттепели

- Сейчас немало спекулируют в отношении смерти Михаила Булгакова. Высказывают даже предположения, что его убили. А, может, он, как Маяковский, покончил с собой...

- Нет, Булгаков умер в 48-летнем возрасте своей смертью. Он чувствовал, что конец его близок. Потому что, будучи врачом по образованию, прекрасно знал свой наследственный диагноз. От злокачественного нефрита в 1907 году рано умер и его отец, Афанасий Иванович Булгаков, которому было всего 47 лет. В последние месяцы писатель даже не мог править и почти не способен был говорить.

Дарственная надпись Елены Сергеевны Булгаковой
Дарственная надпись Елены Сергеевны Булгаковой

Елена Сергеевна пообещала мужу: «Я сделаю всё для того, чтобы твой роман напечатали". Михаил Афанасьевич ответил ей еле слышно: «Чтобы знали». Для него это было крайне важно.

Разносчик объявлений

Недавно я в очередной раз побывал в знаменитом Музее Булгакова, созданном на Большой Садовой, 10 в так называемой «нехорошей квартире». Один из посетителей воскликнул: «Что б я так жил!» Сегодня многие и не в курсе, что Михаил Афанасьевич и его супруга ютились здесь в одной небольшой комнатушке. И что квартира была коммунальной.

- Всему виновата сегодняшняя популярность Булгакова, - считает профессор Орлова. - Увы, его прижизненная судьба разительно не похожа на известность, которая обрушилась на него после смерти. Большинство современников писателя совершенно не предполагали его будущей мировой славы. Когда Михаил Афанасьевич скончался в 1940 году, одна его знакомая написала своему приятелю: «Какая неудачная жизнь!» Нам сейчас это слышать дико.

Михаил Булгаков старался выглядеть франтом
Михаил Булгаков старался выглядеть франтом

"Гастарбайтер" из Киева

Хотя если вернуться к тому моменту, как уроженец Киева приехал в Москву, то мы увидим, что он влачил буквально жалкое существование. Булгаков не только недоедал, но и мыкался по съёмным квартирам. Работал простым курьером. Да-да, в это трудно поверить, но Михаил Афанасьевич был разносчиком рекламных объявлений. Сейчас мы видим в Москве таких людей, которые раздают листочки у метро.

Примечательны слова из дневника, которые были написаны в 1922 году: «Идет самый мрачный год в нашей жизни. Мы с женой голодаем». Речь идёт о Любови Евгеньевне Белозерская. К счастью, потом Булгаков попал в газету «Гудок». Которая и сегодня существует как орган железнодорожников. Михаил Афанасьевич трудился простым обработчиком. Это значит, что он должен был редактировать с точки зрения орфографии, пунктуации и стиля письма рабочих корреспондентов.

Тайком писал конкурентам

Потом начал писать фельетоны. И хотя они как-то кормили семью, однако сам Булгаков тяготился этого жанра, а порой просто ненавидел его всей душей. О чем он также написал в повести «Тайному другу». А в 1925 году сделал примечательную запись в своем дневнике о том, что больше физически не может писать фельетоны, считая их «надругательством над собственной физиологией».

С женой Еленой, январь 1940
С женой Еленой, январь 1940

Кругом - сволочи

В 1926 году к Булгакову пришли с обыском и забрали рукопись «Собачьего сердца», а заодно конфисковали и дневник. Потом он потребовал всё обратно. «Собачье сердце» ему отдали, а своего дневника он так и не увидел. И больше его уже не вёл.

Возможно, и хорошо, что дневник ему не отдали, поскольку Михаил Афанасьевич мог бы его попросту сжечь. Так что сегодня мы можем точно узнать, о что Михаил Афанасьевич тогда думал. Скажем, о своём сотрудничестве с газетой «Накануне» в 1923 году он написал так:

«Мои предчувствия относительно людей никогда меня не обманывают. Никогда. Компания исключительной сволочи группируется вокруг «Накануне». Могу себя поздравить, что я в их среде. О, мне очень туго придётся впоследствии, когда нужно будет соскребать накопившуюся грязь со своего имени. Но одно могу сказать с чистым сердцем перед самим собою. Железная необходимость вынудила меня печататься в нём. Не будь «Накануне», никогда бы не увидали света ни «Записки на манжетах», ни многое другое, в чём я могу правдиво сказать литературное слово...»

Газета кормила
Газета кормила

Фельетоны от мастера

Однако Булгаков продолжал сочинять фельетоны. Он был вынужден. Писал для самых разных изданий. Жизнь более-менее наладилась. А о своих первых шагах в Москве, когда он работал курьером, разносившим рекламные объявления, Булгаков вспоминал с нескрываемым ужасом:

«Не из прекрасного далека я изучал Москву 1921–1924 годов. О, нет, я жил в ней, я истоптал её вдоль и поперек. Я поднимался во все почти шестые этажи, в каких только помещались учреждения, а так как не было положительно ни одного шестого этажа, в котором бы не было учреждения, то этажи знакомы мне все решительно». А потом особо подчеркнул: «Если бы теперь мне кто сказал: «Идите, получите объявление», я бы ответил: «Не пойду! Не желаю!»

Но, по словам Михаила Афанасьевича, он тогда покорно надевал шапку и брёл по Москве, как лунатик. «Меня гоняло по всей необъятной и странной столице желание найти пропитание. И я его находил. Правда, скудное, неверное, зыбкое. Находил его на самых фантастических, скоротечных, как чахотка, должностях». Вот такие были первые годы его пребывания в Москве. Но, как мы видим, и потом судьба его особо не жаловала.

В журнале "Москва" впервые вышел роман "Мастер и Маргарита"
В журнале "Москва" впервые вышел роман "Мастер и Маргарита"

Великолепное презренье

Анна Ахматова в своем стихе на смерть Булгакова написала: «Ты так сурово жил и до конца донес великолепное презренье». Очень характерные слова.

Так что литературная судьба писателя и впрямь намного удачнее, чем его биография. В 1962 году вышел томик пьес. Чуть позже, в 66-м году, появился томик избранной прозы. Это было большое событие для всей русской литературы. В конце того же 66-го года в журнале «Москва» вышел роман «Мастер и Маргарита». Да, с купюрами, но все-таки наконец-то вышел. С тех пор началась новая, уже литературная жизнь Булгакова...

Фото автора, из архива.

NOTA BENE: многоуважаемые друзья, не забудьте подписаться на: Dmitrii Mart, ставьте, пожалуйста, лайки, смотрите другие статьи и нарративы автора и пересылайте их дальше!