Найти тему
Аналоговые заметки

Как снимать просроченную пленку

Расскажу немного о просроченной пленке. Тема интересна многим — чаще всего у меня берут именно просрочку. Рассказывать буду на примере самого распространенного вида пленки — цветной негативной пленки.

Первое, к чему следует быть готовым - на снимках будет недоставать насыщенности цветов. Скорее всего, зерна станет больше. Возможны странные смещения в цветовом спектре. Короче говоря, будет почти как на фильтрах в раннем Instagram.

DNP Centuria 200
DNP Centuria 200

Ключевым моментом тут являются условия хранения пленки, и именно этого никто не знает наверняка. Если пленка хранилась в холодильнике, она как минимум лет 10 спокойно сохраняет свои свойства после истечения срока годности. Если же она хранилась в теплых или слишком влажных условиях - то тут хорошего мало.

Также стоит помнить, что пленки с высокой светочувствительностью (800 и больше ISO) портятся быстрее. Чем ниже чувствительность пленки, тем лучше она сохранится при прочих одинаковых условиях. Поэтому не рекомендую брать пленки с ISO больше 400, разве что ради экспериментов.

При съемке на просроченную пленку можно придерживаться простого правила - одна ступень экспозиции за каждые 10 лет. То есть если у вас пленка с номиналом 400 ISO, просроченная на 10 лет, то её хорошо будет снять как 200 ISO. Такая же пленка и 20 лет просрочки - 100 ISO.

Это правило работает не всегда (вспоминаем про условия хранения), но чаще всего работает.

Тем, у кого камера устанавливает значение ISO на автомате без возможности его изменить: если заклеить DX-код (такие серебристые и черные прямоугольники на катушке пленки) изолентой, то подавляюшее большинство камер будут снимать пленку, как ISO 100.

Теперь немного личного опыта.

Фотография ниже сделана на найденную в Финляндии катушку Kodak Royal Gold 1000, которая в далеком 1996 году должна бы заменить собой пленку Ektar 1000 в линейке цветных высокочувствительных пленок Kodak. Увидел я её в первый раз, возможно это была одна из последних катушек такой пленки вообще. Её перестали производить 2004 году вместе со всей линейкой Kodak Royal Gold.

Kodak Royal Gold 1000
Kodak Royal Gold 1000

Таким образом, срок хранения здесь был как минимум 15 лет, а возможно и 20. Далее я поступил разумно и снял её как 400 ISO (1000 -1.5 стопа = почти 400) Однако, тут условия хранения были не очень (наверное) или просто пленки с большим ISO портятся сильнее — и на выходе стало ясно, что стоило снимать как 200, а то и меньше. Дело ещё в том, что негативные пленки хорошо терпят пересвет вплоть до трех ступеней, а вот недосвет уже в одну ступень часто приводит к печальным результатам. Так что лучше пересветить, обычно это не сильно влияет на качество.

Если у вас есть несколько катушек какой-то одинаковой пленки из одной партии (как у меня с Agfa XRG 200 и Fuji Color 100) то имеет смысл отснять пробную катушку с экспозиционной вилкой — то есть проверить как она будет себя вести при последовательном изменении настроек в пределах наиболее очевидных. То есть пленку с ISO 200 я бы попробовал в такой последовательности — 12, 25, 50, 80, 100, 200 — чтобы потом понять, как лучше всего будет снимать именно эту партию пленки. Ниже пример брекетинга плёнки Kodak Vision 500T.

Kodak Vision 500T - по порядку @500, @320, @200, @160, @125, @100
Kodak Vision 500T - по порядку @500, @320, @200, @160, @125, @100

По результатам была выбрана оптимальная (понравилась мне больше других) чувствительность в 125 ISO, чего оказалось вполне достаточно, особенно в солнечный день. Ниже пример на другую пленку из этой партии.

Kodak Vision 500T
Kodak Vision 500T

В завершение всего фотографии, сделанные на ту самую Agfa XRG 200. Она действительно хороша и легко работает с любыми камерами (снимать как 100 ISO на мыльницу просто, писал об этом выше).

-5
-6
-7
-8
-9

Если вам понравилась статья, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Скоро будет больше материалов, и будет интереснее!

Удачных вам снимков!