Найти в Дзене
Бармаглот на стройке и дома

Дорожные плиты нельзя использовать для перекрытия. Категорически. Почему?

Когда я написал о плитах перекрытия в первый раз, мне в комментариях указали, что нужно бы написать ещё об одном аспекте. Я написал. Затем мне пришлось отвечать "Неверующим Фомам", но мне опять указали на неполноту. И вот я вновь решил вернуться к теме плит. Поехали...

Россия страна большая. Расстояния огромные. Потому и дорог у нас довольно много и они длинные. И часто, когда дорога нужна срочно, дорогу строят из специальных бетонных плит. А когда нужда в дороге отпадает, дорогу ликвидируют и разбирают. Образуется большое количество этих самых плит. Да, немного полежавших на земле и слегка износившихся, но зато очень больших, удобных и, главное, не сильно дорогих. Возникает большой соблазн прикупить БУ дорожную плиту и использовать её на своей стройки в качестве плиты перекрытия.

А что? Она вон какая твёрдая и даже без "дырок", как пустотные. Выглядит солидно и очень прочно. Сам бог велел использовать эту надёжную штуку. На неё даже самолёты с размаху садятся — и ничего. А у меня тяжелее аквариума на полтонны ничего и не предполагается.

Казалось бы верно? Но это не так. Нет, дорожные плиты действительно очень прочные и рассчитаны на большие нагрузки. Это да. Но вся беда в том, что рассчитаны они совсем не на такие нагрузки как плиты перекрытия. Давайте, порисуем картинки.

Плита перекрытия на опорах. Висит на двух опорах. Армирована снизу.
Плита перекрытия на опорах. Висит на двух опорах. Армирована снизу.

Плиты перекрытия рассчитываются для опирания на края и армированы в нижней части, соответственно расчётной нагрузке. При штатном использовании арматура работает, а плита выдерживает нагрузку. Сама же плита относительно лёгкая из-за продольных пустот. Она висит опираясь на края, и это абсолютно нормальная для неё ситуация.

А вот на какое использование рассчитаны дорожные плиты. Рисуем карандашиком.

Дорожная плита на упругом основании. Опирается всей поверхностью.
Дорожная плита на упругом основании. Опирается всей поверхностью.

Дорожная плита рассчитана на работу в совсем других условиях. Она располагается на упругом основании и опирается всей поверхностью. Соответственно рассчитывается и её армирование.

Она вообще может быть армирована только сеткой по центру, хотя, справедливости ради, должен отметить, что всё же обычно — двумя сетками.

Но это не отменяет того факта, что дорожная плита не рассчитана на работу в качестве перекрытия. Она не должна висеть, опираясь на края. Её армирование для этого недостаточно. Кроме того, из-за отсутствия пустот, сама плита тяжёлая и создаст немалую нагрузку на арматуру просто за счёт своей массы. А если она ещё и БУ? Зачастую, она может обрушиться даже под собственным весом.

Главный Архитектор переживает за использующих в своих постройках дорожные плиты
Главный Архитектор переживает за использующих в своих постройках дорожные плиты

Несмотря на всю казалось бы привлекательность, дорожные плиты категорически нельзя использовать в качестве перекрытия.

Я понимаю, что сейчас придут люди и расскажут как они прекрасно использовали такие плиты в своих постройках и никаких проблем нет. А я и не утверждаю, что конструкция неминуемо рухнет сразу после укладки плиты. Вопрос в непомерном риске такого использования. Если уж на то пошло, я встречал перекрытие сделанное из заборных плит. И ничего, пока стоит. Пока...
Подписывайтесь на канал, ставьте Лайки, а я постараюсь и дальше "растекаться мысью" для вас.