Найти тему
Magistra vitae

"Маленькая победоносная война" или как Российская империя потерпела поражение от Японии? Часть 7

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели! Мы, наконец-то подошли к заключительной части цикла статей о русско-японской войне. Настоятельно рекомендую Вам подписаться на канал Magistra vitae и прочитать предыдущие 6 частей.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6.

Пожалуй, напомню, на чем мы остановились. Порт-Артур пал, армия Куропаткина даже не пыталась его деблокировать, но при этом понесла ряд сокрушительных и столь же нелепых поражений, после чего война на суше прекратилась. Первая Тихоокеанская эскадра почти в полном составе досталась врагу. И последней надеждой для Российской империи оставалась Вторая Тихоокеанская эскадра, сформированная из кораблей Балтийского флота и на всех парах спешащая к театру военных действий.

"Я тебя слепила из того, что было..."

Разговоры о необходимости усиления российского флота в Тихом океане начали вестись еще с первых дней войны. Уже упомянутый вице-адмирал Макаров требовал усиления эскадры за счет миноносных судов, в численности которых наиболее остро ощущалось превосходство японских военно-морских сил. К тому внезапность нападения японцев сразу же ослабила Первую Тихоокеанскую эскадру, захватив на море стратегическую инициативу.

Фотопортрет вице-адмирала Зиновия Петровича Рождественского
Фотопортрет вице-адмирала Зиновия Петровича Рождественского
В марте, уже после трагической гибели Макарова, было решено из кораблей Балтийского флота и ряда недостроенных судов сформировать Вторую Тихоокеанскую эскадру и направить ее на Дальний Восток для усиления военно-морских сил. Формирование и последующее командование эскадрой было поручено вице-адмиралу З.П. Рождественскому.
Однако формирование эскадры шло крайне медленно в силу бюрократических проволочек и надежды, что Порт-Артурская эскадра сама выпутается из сложившейся ситуации или, во всяком случае, не будет уничтожена.
В конце июля состоялось сражение в Желтом море, после которого русский флот вновь вернулся в порт и больше не пытался идти на прорыв, получив ощутимый урон.
Это обстоятельство делало положение Порт-Артура совершенно безнадежным, и в Царском Селе под председательством лично Николая II разгорелась дискуссия о том, как быть дальше. Многие морские офицеры высказывались в том ключе, что эскадра еще не готова к отправке, экипажи совершенно не обучены, ряд судовой еще как следует не испытаны и не готовы к длительному плаванию. Однако вице-адмирал Рождественский лично уверил императора, что эскадра готова и следует немедленно отправляться на выручку Порт-Артуру, усилив по пути эскадру 7 крейсерами, которые планировалось купить в Южной Америке.

В итоге 2 октября 1904 года Вторая Тихоокеанская эскадра вышла из Либавы (последнего русского порта на пути) в следующем составе:

  • 1-й отряд броненосцев. "Князь Суворов" (флаг адм. Рожественского). "Бородино", "Александр III", "Орел" (4 броненосца типа "Бородино" - новейшие корабли русского флота, ядро эскадры)
  • 2-й отряд броненосцев. Лин.кор. "Ослябя" (флаг адмирала Фелькерзама), "Сисой Великий", "Наварин" и броненосный крейсер "Адмирал Нахимов". (более слабые и устаревшие суда)
  • Отряд крейсеров. Крейсеры "Алмаз" (флаг адмирала Энквиста), "Аврора", "Светлана", "Жемчуг", "Дмитрий Донской". (Светлана изначально - яхта Романовых, "Дмитрий Донской" вступил в строй еще в 1885 году).

Отряд эскадренных миноносцев. Эсминцы "Буйный", "Бедовый", "Бравый", "Быстрый", "Блестящий", "Безупречный", "Бодрый", "Прозорливый".

Сопровождающие корабли. Плавучая мастерская «Камчатка», буксирный пароход «Русь», несколько транспортов и госпитальное судно «Орел».

Позже должен был присоединиться к эскадре отряд под командой капитана 1 ранга Добротворского в составе крейсеров "Олег", "Изумруд", вспомогательных крейсеров "Днепр" и "Рион", а также 4 эсминцев: "Грозный", "Громкий", "Пронзительный" и "Резвый".

Отбытие 2-й Тихоокеанской эскадры из Либавы, 2 октября 1904 года
Отбытие 2-й Тихоокеанской эскадры из Либавы, 2 октября 1904 года

Этой разношерстной, плохо организованной массе кораблей предстояло пройти через половину земного шара и разгромить неприятельский флот, имеющий колоссальный боевой опыт и знание местной акватории.

Мягко говоря, непростой поход...
Мягко говоря, непростой поход...

На протяжении почти всего похода эскадру преследовали поломки замедлявшие продвижение, положение осложнялось тем, что европейские державы (даже союзная нам Франция!) объявили о своем нейтралитете и отказывались предоставлять услуги своих портов и доков для русской эскадры. В итоге даже уголь с транспортных судов, чаще всего приходилось загружать на корабли в открытом море.

О реальной боеспособности эскадры и целесообразности ее отправки в поход свидетельствует так называемый Гулльский инцидент.

"Гуки! Они повсюду, Джонни!.."

9 октября по старому стилю эскадра проходила через Доггер-банку (недалеко от Британских островов). Здесь эскадра Рождественского наткнулась на 22 малых суда, показавшихся вице-адмиралу подозрительными. Подняв панику по поводу приближающихся японских эсминцев, эскадра открыла шквальный, но малорезультативный огонь. В итоге, в ходе 20-минутного боя эскадра утопила одно судно и повредило еще пять. Все они оказались английскими рыболовными траулерами. Досталось также русским кораблям: под раздачу попали броненосец "Орел" и знаменитый крейсер "Аврора", получив от своих "соратников" несколько попаданий. В результате отношения с Великобританией накалились до предела, а Российская империя была вынуждена выплатить Англии компенсацию.

Гулльский инцидент, изображение на английской открытке
Гулльский инцидент, изображение на английской открытке

Стоит ли говорить, что никакие японские корабли, тем более небольшие суда, каковыми являются эсминцы, не стали бы действовать близ Британских островов? Это значило бы нарушить мыслимые и немыслимые нормы международного права. Да и как эти эсминцы получали бы топливо и необходимое обслуживание в тысячах миль от своих военно-морских баз? Не исключено, что это была провокация со стороны британского ВМФ, ведь англичане были союзниками Японии. Однако на мой субъективный взгляд, Гулльский инцидент - очередное проявление идиотизма со стороны командования.

Третья Тихоокеанская эскадра

25 декабря эскадра Рождественского прибыла в Мадагаскар, где вскоре узнала о падении Порт-Артура. Это кардинально изменило положение дел: Вторая Тихоокеанская эскадра из сил направленных на усиление флота, стали единственной силой против опытного врага, безраздельно господствовавшего на море с самого начала кампании. Вероятно, лучшим вариантом для Российской империи было бы немедленное заключение мира, в котором эскадра Рождественского была бы "козырем в рукаве", мол давайте миритесь, а то возобновим войну с Вашей уже истощенной страной свежими силами, которые на подходе. Однако события сложились так, как сложились...

У Мадагаскара к эскадре присоединился уже упомянутый отряд капитана 1 ранга Добротворского, а затем, уже в бухте Ван-Фонг (современный Вьетнам) состоялось соединение с Третьей Тихоокеанской эскадрой под командованием контр-адмирала Небогатова.

Фотопортрет контр-адмирала Николая Ивановича Небогатова
Фотопортрет контр-адмирала Николая Ивановича Небогатова

Пусть Вас не обнадеживает пафосное наименование отдельной эскадры. Отряд Небогатова состоял из следующих кораблей: броненосец «Николай I» (спущен на воду в 1889 г.); броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин», «Адмирал Ушаков», «Генерал-адмирал Апраксин»; крейсер «Владимир Мономах» (спущен на воду в 1882 г.), крейсер «Русь» (спущен на воду в 1887 г.) и госпитального судна «Кострома».

Как Вы уже поняли, этот отряд сплошь состоял из устаревших, тихоходных кораблей, броненосцы береговой охраны же изначально не были приспособлены для дальних походов и морских сражений. Достаточно добавить, что моряки Второй Тихоокеанской эскадры эти суда иронично называли "броненосцы, берегами охраняемые". Крейсер же "Владимир Мономах", в дополнение к устарелой конструкции, имел крайне ненадежные орудия, использовавшие дымный порох. Поясню: после пары-тройки залпов судно окутывалось клубами дыма и было лишено возможности ориентироваться и продолжать бой до тех пор, пока пороховая завеса не сойдет. И, получив этакое "усиление" флот двинулся на прорыв.

Перед Цусимой

С самого начала З.П. Рождественский не питал иллюзий насчет возможностей своей эскадры, поэтому вместо "решительного разгрома" и "завоевания господства в Желтом море", как повелевали далекие от реальности директивы из Петербурга, Рождественский сразу же повел эскадру на прорыв во Владивосток. Решение разумное и вполне очевидное: воевать с неприятелем более разумно, когда у тебя за кормой есть база, способная устранить повреждения на кораблях и вновь ввести их в бой, нежели в открытом море, после долгого похода, при отсутствии портов для пополнения запасов угля...

Решение-то верное, но реализация откровенно паршивая. Во-первых, какова вероятность прорыва без боя, если враг знает о приближении эскадры, готов к бою и сознательно ищет его в родных для себя водах?

Правильно, почти нулевая. Значит, нужно было готовиться к прорыву с боем. Но никаких приготовлений к сражению со стороны Рождественского не было. План сражения составлен не был.

Из показаний контр-адмирала Небогатова перед следственной комиссией по выяснению обстоятельств Цусимского боя:
"Ни о каком плане, ни о каком деле мы с ним никогда не говорили. Никаких инструкций или наставлений он мне не давал... 30 апреля, за три дня до нашего ухода, я получил от адмирала Рожественского предписание следующего содержания: бой предполагается вести в строе одной кильватерной колонны, причем концевым отрядом был назначен мой 3-й броненосный отряд, хотя, смотря по обстоятельствам, он мог бы быть назначен в середину строя в общей кильватерной колонне. Никакого плана боя или указаний относительно ведения его - не было."

В ходе сражения логично развить эскадрой максимально возможный ход, дабы получить преимущество перед противником. Для этого вполне логично оставить в каком-нибудь нейтральном порту тихоходные и почти безоружные транспортные суда (или пусть следуют за эскадрой под охраной такого же тихоходного отряда Небогатова, не сковывая основных сил), крейсеры и эсминцы логично отправить вперед, дабы своевременно сообщали о появлении неприятеля и оберегали броненосцы от возможных атак миноносцев.

Изображение флагманского корабля 2 Тихоокеанской эскадры
Изображение флагманского корабля 2 Тихоокеанской эскадры

В действительности же эскадра плелась в одной кильватерной колонне, броненосцы типа "Бородино" (ядро эскадры, самые мощные корабли!) идут впереди, а поодаль плетутся транспорты, охраняемые крейсерами. Кем вообще надо быть, чтобы быстрые, маневренные и ценные с точки зрения огневой мощи корабли привязать к тихоходным и бесполезным в сражении транспортам! Мало того, все корабли были "про запас", под завязку нагружены углем, так что на некоторых кораблях даже не могла стрелять артиллерия вспомогательного калибра! Ушакова на них нет, на стратегов этаких!

Кроме того, оставляла желать лучшего дисциплина на кораблях. Комплектование экипажей в свое время велось наспех без разбора, компетентность многих матросов и офицеров оставляла желать лучшего. Кроме того, в состав 2 эскадры записали немало "неугодных" революционеров. Прибавим к этому пораженческие настроения, откровенные перегибы в виде "палочной дисциплины" и получим недовольство матросов, которое накануне сражение перерастало в откровенное неповиновение...

На сегодня все, ставьте лайки и подписывайтесь на канал Magistra vitae, чтобы не пропустить статью о ходе Цусимского сражения.