Слушайте, на самом деле в Баку все было не хуже, чем в предыдущие годы. Безумные казусы, штрафы, аварии, драма, драма, драма, неожиданные победители и прочие (уже привычные) атрибуты азербайджанской фантасмагории. Ну да, подавляющее большинство из них пришлось на пятницу и субботу, но если смотреть на уикенд целиком, все равно тянет воскликнуть хрестоматийное: Are you not entertained?
Пятничное противостояние канализационного люка, машины Джорджа Расселла, эвакуатора и моста – великолепная комедия абсурда, достойная отдельной экранизации, хотя бы короткометражной. Двойная (!) дисквалификация Пьера Гасли, сначала за незаезд на взвешивание, а потом за перерасход топлива, – готовая зарисовка на тему «фантастические неудачники и где они обитают».
На этот раз вместо нарезки лучших моментов гонки я поставлю сюда квалификацию – она гораздо интереснее.
Наконец, Райкконен – у того еще в Китае надломилось крыло, приобретя нелегальную гибкость, но новое команда сделать просто не успела, поэтому в воскресенье финн отправился в компанию стартующих с пит-лейн – и компанию весьма многочисленную. Вот когда вы в последний раз видели там аж три машины разом? Это Баку, господа! Кими, Пьер – и Роберт Кубица, правду о котором мы узнаем когда-нибудь потом, но предположить можем уже сейчас.
Видите ли, официальная версия гласит, что поляка отправили прочь со стартовой решетки из-за значительных изменений настроек, на которые пошла команда после аварии в квалификации. Но где заканчиваются настройки, а где начинаются старые запчасти – вопрос крайне тонкий в контексте Williams, ведь от пятничной тренировки в Австралии и как минимум до китайского финиша Кубица проездил с поврежденным и кое-как отремонтированным днищем. Это про конкретный аэродинамический элемент, а не про всю машину, если что. Кхм. Наверное.
Как бы то ни было, впервые за долгое время команде Williams удалось хоть как-то вмешаться в борьбу остальных, ведь пока маршалы устраняли последствия аварии Роберта, азербайджанский асфальт уже начинал потихоньку остывать. А там и решение Ferrari выпустить Леклера в Q2 на медиуме подоспело – решение, кстати, абсолютно логичное, с учетом скорости красных машин на протяжении всего уикенда.
Или нет? Изменившиеся условия вполне объясняют ошибку бедного Шарля – и на него, в исступлении схватившегося за шлем, было реально больно смотреть. Но только ли из-за упавшей температуры трассы Феттель вдруг выпустил вперед оба Мерседеса? Кажется, проблема кроется в несколько другой плоскости.
Дело в том, что Феттель и Леклер – отличные (да, все еще оба, несмотря на косяки Себа) гонщики Формулы-1. В их распоряжении есть превосходные машины Формулы-1 – возможно, даже самые лучшие. Но выступают они почему-то за команду Формулы-2. Пока Mercedes проводит этап за этапом на каком-то потустороннем уровне четкости, эффективности и профессионализма, у Ferrari то там, то сям вылезает растерянное «ну, не шмогла». Как не шмогла-то, эй? Почему температура асфальта в воскресенье вернулась как миленькая, а скорость машин сделать это не соизволила?
Причем стратегов Скудерии на этот раз винить не стоит: они сработали как надо. Сверхдлинный первый отрезок Леклера мог окупиться в случае появления сейфти-кара, а когда этого не произошло – темпа на свежем софте монегаску все равно не хватало для борьбы с Ферстаппеном. Опять. И в Маранелло должны как можно скорее найти ответы на этот и другие вопросы, потому что положение становится почти катастрофическим.
Теперь даже пара-тройка дублей Ferrari подряд будет восприниматься скорее как случайное везение: вдумайтесь, всего за четыре гонки пилоты Mercedes успели «отожраться» настолько, что могут по разу сойти – и все равно сохранить комфортный отрыв! Поэтому про Скудерию я предлагаю на время забыть. Пускай там разбирается со своими проблемами, а как сможет предъявить что-то помимо амбиций – добро пожаловать обратно.
Что говорите? Скучно будет смотреть за очередным сезоном, в котором Mercedes «всех уыигрывает»? У одного бородатого финна на этот счет другое мнение. Бахрейнский провал уже почти забыт, и по трем остальным гонкам все выглядит так, будто мы и правда имеем дело с Боттасом 2.0 – таким же быстрым, как напарник, и таким же уверенным.
Заметьте, я не говорю, что он превосходит Хэмилтона – сейчас Валлтери ему именно равен, а значит, заставляет с собой считаться. На старте Льюис мог действовать гораздо жестче, если бы почувствовал малейшую слабину со стороны напарника, но тот ясно дал понять, что победу в квалификации намерен транслировать и в гоночный триумф тоже – и чемпион благоразумно отступил, ведь рисковать двойным сходом на этой стадии сезона нет вообще никакого смысла.
Понятно, что чем дальше, тем будет острее, и Боттасу предстоит еще множество проверок на прочность. Но если сейчас он сможет удержать уровень, продолжит собирать победы и подиумы, периодически перехватывать лидерство в чемпионате, как сейчас – что ж, у нас появится надежда на хорошее внутрикомандное противостояние, которых в этом сезоне, прямо скажем, маловато.
В Red Bull Макс Ферстаппен раскатывает Пьера по самые Гасли – и уже всерьез начинает наседать на Ferrari в плане гоночного темпа. В Alfa Romeo Джовинацци вообще не видно на фоне старого Айсмена – который не то что борозду не портит, а уверенно пашет на результат, подчас выдавая настоящие шедевры. Почему Кими не получил «гонщика дня» за прорыв из боксов в десятку – загадка, хотя с тем же правом на это звание мог претендовать и Перес.
Мексиканец ясно дает понять, кто нынче в Racing Point лидер команды, а кто – сын ее владельца. Чеко в оба дня стал лучшим из остальных, выдержав прессинг стремительных Макларенов (вот где пилоты стоят друг друга!), в то время как Стролл вроде бы финишировал сразу за ними – но до очков он точно не добрался бы, не сойди с трассы Гасли, Рикьярдо и Квят.
Ох, Даня-Даня! Еще один уикенд, который мог и должен был принести результат – и еще один облом по совершенно дикой причине. Ну кто мог ожидать, что у австралийского Медоеда, стремящегося прыгнуть выше возможностей машины и самоутвердиться на фоне Хюлькенберга (кстати, небезуспешно) именно в этот момент закончится самообладание?
Гению поздних торможений вообще не надо было демонстрировать этот свой талант, ведь он совершенно спокойно прошел бы россиянина через 20-30 секунд на финишной прямой. Ну, а забыть посмотреть по зеркалам, сдавая назад – это натуральная дичь. И слава богу, что маневр закончился в стоящей машине Toro Rosso, а не в ком-то из соперников, летящих мимо на полной скорости… Тут даже комментировать нечего.
Но из этого и китайского инцидентов можно вынести и позитив: в глазах общественности Даня понемногу превращается из причины всех бед в их невинную жертву, и даже за пятничную аварию его особо никто не ругал, потому что бить машины в Баку – можно сказать, правило хорошего тона. Что делать дальше? То же, что и всегда, Пинки! Работать и ждать, пока результат перестанет улетучиваться из-за всякой фигни. Ведь любое безумие рано или поздно заканчивается, и прошедшая гонка – отличное тому подтверждение.