Появление идеи.
Всё началось с наивного, детского вопроса, куда придешь, если пойдешь просто вдоль берега моря. Этот вопрос возник летом 1983 года, в ходе первой моей дальней поездки на велосипеде - из Ленинграда в Свердловск. С географией у меня всегда было неплохо, поэтому удалось мысленно представить карту мира, и открывшаяся картина просто потрясла. Оказалось, что двигаясь вдоль береговой линии континентов, можно обойти по периметру всю сушу, кроме островов, Австралии и Антарктиды, не пересекая морей и океанов.
Убеждён, что суметь правильно поставить вопрос важнее и труднее, чем найти на него ответ. При правильно сформулированном вопросе найти ответ – задача, по сути, уже техническая.
Ход мыслей был примерно такой. С детства внутри жила мечта о большом путешествии, и вот первая серьёзная поездка. В пути, естественно, вспоминал тех людей, чьи одиночные путешествия произвели на меня особо сильное впечатление.
Это, прежде всего, французский врач Ален Бомбар, впервые в одиночку переплывший на маленькой надувной лодке Атлантический океан. Он поставил задачу показать, что на море люди, попавшие в чрезвычайные ситуации, гибнут в основном не от отсутствия пресной воды, пищи или специального снаряжения, а от страха и неумения себя правильно вести. Поставленную задачу Бомбар блестяще выполнил и описал всё в книге «За бортом по своей воле».
Вспомнился ещё японский путешественник Наоми Уэмура. Он первым в одиночку, на ездовых собаках, пересёк Гренландию, а в 1978 году достиг Северного полюса.
И, наконец, Глеб Травин, который в 1929-31 годах объехал вдоль границ СССР, в том числе по северу. Большую часть пути он проделал на велосипеде.
Воспоминание о путешествии Травина и спровоцировало тот самый простой вопрос. Я спросил себя, а почему, собственно, человек должен двигаться вдоль забора? Ведь государственные границы, по сути, заборы - преграды искусственные.
На севере понятно, там граница естественная - береговая линия. Тут же следом возникла мысль, а если поехать вдоль этой естественной границы земли и воды? Выбирать можно только из двух вариантов маршрута – море справа, или море слева. Представив упрощенную карту мира, осознал, что, двигаясь таким образом, можно единым контуром, не пересекая морей и океанов, охватить всю сушу, кроме Австралии, Антарктиды и островов.
Пересечь надо только два канала – Суэцкий плюс Панамский, и один пролив – Берингов.
Лишь этот маршрут может быть назван путешествием вокруг земли в буквальном смысле.
Не очередное кругосветное, а первое путешествие действительно вокруг земли.