Все знают Александра Васильевича Суворова как непобедимого полководца. Однако, кроме военных викторий, были в его жизни и события, говорящем о нем, как человеке обычном, испытавшем радости любви, отцовства, дружбы и предательства.
Детство
В детстве Саша, названный так в честь Александра Невского, был весьма болезненным, и отец (начавший службу денщиком при Петре I и получивший чин генерал-аншефа при Екатерине II) уже было поставил крест на военной карьере сына, настраивая его на службу при дворе. Но сам мальчик рассудил по-другому – ничего, кроме военной науки, он осваивать не желал.
Женитьба и семейная драма
Суворов женился достаточно поздно, лишь в 43 года. Его супруга Варвара была младше на 20 лет. В семье позже родились двое детей – Наталья и Аркадий.
Дочь Наталья – была его любимицей, Суворов ласково называл ее «Суворочкой» и много с ней занимался. Семейная жизнь складывалась непросто, и Суворов как-то застал жену с молодым офицером… И хотя Варвара одумалась и измен со своей стороны больше не допускала, Суворов не смог до конца жизни ее простить. Граф хотел официально развестись с супругой, но Верховный синод не выдал разрешения на развод. Этот роковой случай стал причиной того, что полководец до 11 лет не общался со своим сыном, подозревая, что это не его ребенок.
Однако, когда дочь Наталья привезла брата Аркадия к отцу, Суворов-старший расплакался, так как сын был «копией» родителя.
Опала
При Павле I Суворов на недолгое время попал в опалу из-за критики новой «палочной системы» подготовки войск, начавшей применяться с подачи нового императора. Суворов был фактически сослан, и вместе с ним в белорусское село отправились верные ему офицеры штаба. Вольнодумство в ссылке продолжалось, и Суворова сослали уже в другое место, где он общался уже с отставными солдатами.
Желание уйти в монастырь
В ссылке Суворов написал прошение императору с просьбой разрешить ему уйти в монастырь, но в ответ получил письмо о том, что его приглашают возглавить итальянский поход по просьбе последнего римского императора Франца II. Этот и еще швейцарский походы, завершившиеся в том же году, были его последними победами. А чуть более чем через полгода Александра Васильевича Суворова, не проигравшего ни одного сражения, не стало.
Выбор эпитафии
Говорят, когда Гавриил Державин предложил старенькому и уже больному генералиссимусу такой вариант эпитафии: «Здесь лежит Суворов», тот искренне восхитился: «Помилуй бог, как хорошо!».
Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Заранее спасибо.