Автоспорт News продолжает вспоминать события "Черного уикенда" Формулы-1 на Гран При Сан-Марино 1994 года.
После гибели Роланда Ратценбергера 30 апреля 1994 года на квалификации Гран При Сан-Марино мир Формулы-1 задумался о том, что необходимо вернуться к вопросам безопасности. С последней гибели гонщика на трассе прошло 12 лет и вопросы безопасности, казавшиеся решенными, вновь напомнили о себе. Но организаторы гонки тоже оставались заложниками ситуации и не стали отменять Гран При. Повышение безопасности должно было случиться, но не сейчас и не сразу.
Кстати, именно Айртон Сенна был инициатором собрания пилотов Формулы-1, после смерти Ратценбергера, где был заключен договор по созданию рабочей группы, которая бы занималась вопросами безопасности.
1 мая 1994 года
Старт гонки не обошелся без происшествий — болид Юрки Ярвилехто остался неподвижным и в него на полной скорости налетел Педру Лами, в результате удара обломки разлетелись по стартовой прямой и ранили трех зрителей. На трассе появился автомобиль безопасности, чтобы организаторы успели оказать помощь пострадавшим и убрать обломки.
На шестом круге гонка возобновилась, но трагедия не заставила себя ждать — на седьмом круге болид Айртона Сенны в повороте "Тамбурелло" на скорости более 310 километров в час вылетел с трассы и угодил в бетонную стену. Сенна оставался неподвижным в болиде, а желтый шлем гонщика продолжал двигаться, вселяя в окружающих надежду на благоприятный исход аварии.
Однако оказалось, что это были мышечные спазмы, вызванные травмой мозга. Уже на месте аварии, всего через пару минут после произошедшего, работала бригада медиков. Глава медицинской команды Формулы-1 Сид Уоткинс с большим трудом смог снять шлем с Сенны и перед его глазами предстала ужасающая картина — череп Айртона был раздроблен под правым глазом, а из носа вытекала мозговая жидкость, перемешанная с кровью. Врачи диагностировали большую потерю крови и травму мозга, была разорвана височная артерия. Команда Уоткинса незамедлительно провела трахеостомию, но Сенна уже впал в геморрагический шок. Медицинская бригада изо всех сил стралась остановить кровотечение и стабилизировать состояние Айртона, пока не прибудет вертолет.
Именно бригада Сида Уоткинса обнаружила помятый и залитый кровью австрийский флаг — Сенна намеревался одержать победу в гонке и посвятить ее Роланду Ратценбергеру, погибшему 30 апреля.
В медицинском центре Болоньи было проведено исследование, показавшее, что Айртон Сенна уже не выйдет из комы, мозг был мертв. Работники госпиталя вместе с семьей Сенны приняли решение отключить Айртона от систем поддержания жизни.
Расследование этого инцидента продолжалось многие годы, Фрэнк Уильямс и Эдриан Ньюи многократно представали перед различными комиссиями, где пытались разобраться в причинах произошедшего. Позднее стало известно, что при столкновении болида Сенны с ограждением правое колесо оторвалось вместе с частью подвески и ударило его по шлему, пробив защитный слой и нанеся травму, которая и стала причиной смерти мозга.
За сутки мир Формулы-1 окончательно изменился, а скорбь охватила всю планету. В последующие 20 лет FIA применила множество поправок к регламентам безопасности, стараясь навсегда обезопасить гонщиков от подобных событий. То, что произошло в 2014 году заслуживает отдельной истории.
Айртон Сенна обладал сложным характером, но в сердцах поклонников навсегда останутся его достижения, его храбрость в спасении Эрика Кома после аварии на Гран При Бельгии 1992 года и скромность — будучи многократным чемпионом мира он не переставал твердить журналистам одно и то же: "Вы считаете меня лучшим? Вы просто еще не видели моего племянника".
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал и делитесь в комментариях, что вы хотели бы увидеть в будущих публикациях. Не забывайте нажимать "мне нравится", чтобы мы могли знать какие материалы вам наиболее интересны.