...- "Приплыли!" - радостно продолжит кто-нибудь из читателей. Но на самом деле эта живописная работа называется "Не ждали".
Илья Ефимович Репин (1844-1930), как и все великие художники, тонко чувствовал атмосферу своего времени. А она была бурной, мятущейся, ожидающей перемен. Новые политические движения, новые идеи и устремления... Поэтому среди картин мастера появились и "Арест пропагандиста", и "Бурлаки на Волге". А также и эта работа - "Не ждали".
Человек возвращается домой из ссылки, которая была, видимо, настолько длительной, что многие члены семьи уже хорошо подзабыли его, да и супруга теперь постоянно облачена в чёрное... Она, возможно, уже не рассчитывала его дождаться. Ведь наверняка её муж был не каким-нибудь карманником, но увлекался идеями Чернышевского и Бакунина, а за такое тогда по головке не гладили. На стене выделяется портрет вольнодумца Тараса Шевченко.
Герой картины смотрит совсем одичало, потому что абсолютно отвык от всего окружающего. Подросшим детям весело, а отцу придётся теперь строить жизнь сызнова.
Вообще-то, первая версия картины была несколько иной. Но в ней тоже явно прослеживается политический подтекст. Уж слишком смелый взгляд у героини.
Конечно, версия с женским персонажем выглядит мягче, более домашней, что ли. Возможно, в пользу такого восприятия "работает" платье в цветочек на женщине, обращённой спиной к зрителю.
Что касается возникновения выражения со словом "приплыли", то существует такая версия. В музее, в одном зале с какими-то работами Репина, одно время находилась картина его современника, Льва Григорьевича Соловьёва "Не туда заехали", повествующая о злоключениях нескольких особ духовного звания, а бурная фантазия зрителей смешала несколько фривольный сюжет этого полотна с именем Ильи Ефимовича. Вот и получилось то, что получилось.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, СТАВЬТЕ "ПАЛЕЦ ВВЕРХ"!