Найти тему
КиноНытик

Эпичным текстам – большой экран: как в России экранизируют книги Владимира Сорокина

Писатель давно стал самостоятельным явлением в мире постмодернизма. Фото: Светлана Привалова / Коммерсант
Писатель давно стал самостоятельным явлением в мире постмодернизма. Фото: Светлана Привалова / Коммерсант

Писатель Владимир Сорокин – больше, чем просто писатель. Его постмодернизм выступает далеко за рамки обычной литературы – живопись, театр и, конечно, кино. Вряд ли поклонникам таланта писателя стоит в ближайшие годы ждать экранизаций таких его книг, как «День опричника» или «Сахарный Кремль». Но на протяжении последних двух десятилетий несколько творений Сорокина все-таки были экранизированы. И ко всем снятым фильмам Владимир Георгиевич имеет самое прямое отношение.

«Москва», 2001 год, режиссер Александр Зельдович

Фильм о городе, застрявшем во времени, где переплелись пережитки разных эпох – богема, бандиты, секс без любви и абсолютная растерянность главных героев. Любая драма в такое время разрешается самым универсальным способом – пулей.

В ролях: Ингеборга Дапкунайте, Татьяна Друбич, Александр Балуев.

Первая большая экранизация произведения Владимира Сорокина, он же стал соавтором сценария.

Татьяна Друбич редко снимается в кино. Для Зельдовича она сделала исключение. Фото: кадр из фильма "Москва"
Татьяна Друбич редко снимается в кино. Для Зельдовича она сделала исключение. Фото: кадр из фильма "Москва"

«Копейка», 2002 год, режиссер Иван Дыховичный

Первая модель «Жигулей» здесь – символ эпохи, вокруг которого сквозь десятилетия бурлит жизнь, перемалывая судьбы людей, потерянный в собственных пороках и мелочах. Ощущение всеобщего балагана и отсутствия большой идеи в итоге приводит к краху страны, в будущее которой попал только сам автомобиль, как памятник «суицидальной эпохи».

Фильм снят в жанре комедии. Здесь появляется и сам Сорокин, и еще совсем молодой Сергей Шнуров, и ряд известных актеров. Главная роль досталась певцу и лидеру «Морального кодекса» Сергею Мазаеву.

В ролях: Андрей Краско, Роман Мадянов, Юрий Цурило, Алена Бабенко, Евгений Дятлов, Федор Добронравов.

Именно в этом фильме друг Владимира Высоцкого и режиссер Иван Дыховичный показал барда без штанов, о чем его не раз упрекали.

Главную роль в проекте получил музыкант Сергей Мазаев. Фото: кадр из фильма
Главную роль в проекте получил музыкант Сергей Мазаев. Фото: кадр из фильма

«4», 2004 год, режиссер Илья Хржановский

Самый мрачный фильм по сценарию Владимира Сорокина, получивший множество фестивальных наград.

Сюжет фильма посвящен страшной тайне о клонировании людей с непонятной целью. На этом фоне показана убогая российская действительность, кишащая запустеньем и пороками. Картина стала первым опытом режиссера в работе с Сорокиным.

В ролях: Сергей Шнуров, Леонид Федеров (лидер группы «Аукцыон»), Константин Мурзенко, Алексей Хвостенко.

Сценарий писатель создал сам.

Роль Сергея Шнуров небольшая, но колоритная. Здесь же снялся и его друг - музыкант Леонид Федоров. Фото: кадр из фильма
Роль Сергея Шнуров небольшая, но колоритная. Здесь же снялся и его друг - музыкант Леонид Федоров. Фото: кадр из фильма

«Мишень», 2011 год, режиссер Александр Зельдович

Эту картину планировали и создавали много почти 6 лет, а сняв, показали на 61-м Берлинском международном кинофестивале.

Действие происходит в 2020 году, когда Россия становится одной из самых развитых стран в мире, но главным героям скучно от этого. Группа из молодежи покидает столицу и уезжает на Алтай, где находится накопитель космических частиц (мишень). Если попасть внутрь этого объекта, то можно вернуть себе молодость и остроту чувств.

В ролях: Максим Суханов, Данила Козловский, Олег Ягодин.

Соавтором выступил сам писатель.

Многие произведения Сорокина наполнены китайскими "фишками". Фото: кадр из фильма
Многие произведения Сорокина наполнены китайскими "фишками". Фото: кадр из фильма

«Дау», 2008-2019 годы, режиссер Илья Хржановский

Этот кинематографический проект по масштабам съемок переплюнул даже «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего. Почти тысяча часов чистового отснятого материала, тысячи актеров, большая часть из которых – обычные жители Харькова, многослойный сюжет и таинственность – ведь полный вариант сценария не видел ни один человек кроме автора.

Картина посвящена академику Льву Ландау, повествование о котором основано на мемуарах супруги ученого «Академик Ландау: как мы жили».

- Мне хотелось построить фильм по принципу – взгляд на одну личность с разных точек зрения, - говорил перед запуском проекта режиссер.

Черновые версии показали только в январе 2019 года. Бюджет фильма с момента запуска съемок выросли с 3,5 до 70 миллионов долларов.

Владимир Сорокин выступил соавтором сценария.

Съемки фильма превратились в еще незавершенную эпопею. Фото: vogue.ua
Съемки фильма превратились в еще незавершенную эпопею. Фото: vogue.ua

Все эти фильмы, как и все творчество писателя – больше, чем фильмы, а явления, живущие вполне самостоятельной жизнью. Они включают в себя пророчества, эмоции поколения, прогнозы, анализ прошлого и глубокие размышления о будущем, которого нам не избежать.