Про такую процедуру не слышал разве что очень несведущий в делах автомобильных человек. Да и любой школьник вам в два счёта объяснит, что это нужно чтоб "тачка валила". Но за счёт чего она станет валить - разумеется, понимают единицы. Хотите быть в их числе? Тогда давайте разбираться.
Почему "чип"?
От слова "chip" - чип, микросхема. То есть, предполагается, что улучшение динамических характеристик автомобиля происходит без какого-либо вмешательства в "железо". Только перенастройкой программной части - блока управления двигателем. Конечно, правильный тюнинг делается комплексно, но сегодня это за гранью нашего обсуждения, поэтому, будем говорить только про электронные "мозги".
Как сделать машину быстрее за счёт программы?..
Да очень просто. Ниже я перечислю основные пункты, за счёт которых автомобиль начинает ехать резвее.
- Перенастройка управления впрыском. Если упрощённо - форсунки начинают лить больше топлива, а также, по возможности корректируется момент впрыска. Всё это в определённых (но только определённых) режимах улучшает динамику.
- Перенастройка зажигания. Есть такое понятие - угол опережения зажигания (УОЗ). Об этом мы как-нибудь обязательно поговорим, но сегодня достаточно знать, что корректировка момента образования искры также способна подкинуть лошадок.
- Перенастройка управления дроссельной заслонкой (в случае, если она электронная, то есть - ныне практически всегда). Момент, напрямую связанный с первым пунктом. Ибо, как мы знаем из этой статьи, увеличение объёма подачи топлива всегда должно сопровождаться увеличением подачи воздуха. И наоборот.
- Перенастройка управления турбонаддувом (если он есть). Что это такое и как работает - смотрите по ссылке выше, там я расписал максимально просто и подробно.
- Перенастройка управления фазами газораспределения (если они изменяемые и управляются электроникой). Что такое фазы ГРМ и для чего они нужны, я уже рассказывал.
Ну и ряд прочих тонких калибровок ЭБУ. И всё же, базой являются первые три пункта. Корректировке поддаются даже на ВАЗах.
Правда ли, что чип-тюнинг может сделать авто экономичнее?
И да, и нет. Смотря что подразумевать под тюнингом. :) С одной стороны, можно "заточить" блок управления на максимальную экономию топлива - расходовать будет действительно меньше, но и ехать нормально перестанет. С другой стороны, когда машину "заряжают" - разумеется, расход топлива вырастет. Какую бы красивую лапшу вам не вешали про "раз мощнее, то педаль давить надо меньше - а значит, и расход меньше". Может быть, в какой-то очень-очень глубокой теории и на тарированном идеальном полигоне... Да и то. А на практике, запомните: любое увеличение мощности двигателя от штатного значения, в 99% случаев влечёт за собой увеличение расхода топлива.
Почему всё это не делается с завода?
Ну и наконец, резонный вопрос. И в любом тюнинг-ателье вам распишут красивую сказку про мировой заговор нехороших автопроизводителей, от которых они, добрые мастера дрессировки моторов, спасают мир... На самом деле, здесь всё банально, и есть абсолютно незыблемый постулат: любое увеличение мощности агрегата влечёт за собой снижение его ресурса. Это простейший закон механики. Если же это нужно доказывать - увольте. Спорить не собираюсь.
Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем мощных моторов и низкого расхода!
Подписывайтесь, ставьте лайки, кому не лень:)