Найти тему
Литература и история

Загадки и законы поэзии

Как узнать, что Вы поэт? А если Вы это поняли, как действовать дальше? Что делать, чтобы усовершенствовать технику поэтического слова и найти своего читателя? Каков механизм творческого озарения? И чем отличается пиррихий от амфибрахия?

Всё, что интересно современным авторам – в «Справочнике поэта», вышедшем в российском издательстве «Союз писателей». За названием, звучащим строго и по-деловому, скрывается исключительная по своему воздействию и содержанию подборка статей, важных с точки зрения практики и теории. Поэтическое творчество рассматривается под такими разными углами зрения, что книга будет интересна  самому широкому кругу читателей, любителей поэзии, авторов, учителей и филологов. А почему бы и нет, если всего на ста двадцати страницах компактно уместилось такое богатое и разностороннее содержание?  

Составителем книги выступила Ирина Малкова, член Союза писателей России, современный автор. «Это – своеобразный дневник, куда я на протяжении многих лет записывала важные для себя вещи, свои любимые стихи, мысли», – говорит она о «Справочнике поэта».

Книга действительно содержит и образцы поэтического творчества, яркие, говорящие и иллюстрирующие ту или иную мысль автора-составителя, и теоретические статьи, и поэтический словарь.

Но главной целью его написания, разумеется, являются тайны техники стихосложения. Кто объяснит основы поэтического творчества понятнее, чем успешные и признанные поэты? Поэтому центральное место занимает знаменитое обращение «Как делать стихи?» Владимира Маяковского. Именно «делать», этот заземлённый глагол, как никакой другой, подходит для процессов, описанных признанным мастером слова, одним из столпов и создателей нового направления искусства, породившего массу подражателей и последователей.

Статья имеет историческое и практическое значение. Можно не быть поклонником творчества поэта, но нельзя не проникнуться его идеями, которые, впрочем, содержатся и в его стихах в короткой и афористичной форме: «Поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды». Сколько «руды» приходится переворошить ради единого слова, Владимир Маяковский показывает на конкретном примере – стихотворении памяти Есенина. И, хотя процесс творчества глубоко индивидуален, чего и не отрицает великий пролетарский поэт, но всё же в нём есть общие, чётко подмеченные мастером законы: в стихах Маяковского нет лишних, случайно затесавшихся, не несущих никакой художественной и смысловой нагрузки слов. И он шлифует своё произведение, добывает руду до тех пор, пока все строчки и слова не займут своё обоснованное место и не займутся своим непосредственным делом – выражать мысль автора. Но после прочтения статьи, названной подчёркнуто прозаически, вовсе не остаётся впечатления, что поэзия – ремесленничество. Наоборот, вспомнились скульпторы эпохи Возрождения: чтобы получилась статуя, нужно взять кусок мрамора и отсечь от него всё лишнее. Это действительно добыча руды, отсекание нужного от твёрдой, не всегда быстро поддающейся породы для того, чтобы придать ей монолитную форму на века.

Не менее легендарна и речь Александра Блока «О назначении поэта», «произнесённая в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина». Она иллюстрирует другой подход и другой аспект поэтического творчества – поиск гармонии, главного предназначения поэтического творчества, внутренней свободы творца в вечном поединке «поэта и толпы», тот самый «микрокосм», осознание себя в мире, которое и приводит к созданию шедевров. И, как заключительный аккорд этой речи – мысль, которую только что, несколькими страницами выше, развивал другой классик, Владимир Маяковский: чтобы выражать с помощью поэтического слова свои заветные мысли, нужно «уметь это делать».

И здесь на помощь приходит «Азбука стихосложения». Она составлена в доступной, понятной, но при этом исчерпывающей форме, не перегружая читателя литературоведческой информацией, но вооружая его академическим знанием. От самого понятия стихосложения и стиховедения мы идём к различению и видам рифм, узнаём тонкости метрической системы, виды строф, а также находим теоретическую информацию о правильности, ясности, чистоте и точности поэтической речи. Каждое из определений сопровождается примерами из классики и задействует не только теоретические знания, но и мышление по аналогии.

При том, что книга содержит такие разные по времени создания и направленности статьи, она производит впечатление целостности. Практики и корифеи поэтического творчества на её страницах не противопоставляются теоретикам, а дополняют их и друг друга. Всё сказанное сопровождается попытками исследования «тайной тайны», механизма зарождения поэтической искры, попытки познать непознанное: что такое озарение – инсайт, какова психология художественного творчества в целом и поэзии в частности, и что такое ответственность поэта перед читателем?

А напоследок – прощальная улыбка: «Зачем поэту учиться, если стихи являются во снах?» И снова – никакого противоречия с предыдущим содержанием. Составитель этого справочника напоминает читателям, что любое творчество, сколько бы ни было в нём мастерства и вдохновения – в первую очередь, большой труд. Не нужно бояться добывать руду в надежде извлечь радий, не стоит останавливаться перед тем, чтобы отшлифовать созданное под минутным впечатлением стихотворение, чтобы сделать его более ясным, чётким, мастерским. Ибо нет предела совершенству, но есть предел у печатных и электронных страниц. И, закрывая «Справочник поэта», понимаешь, что держал в руках настольную книгу стихотворца, затронувшую практически все грани поэзии. Автор-составитель не «поверил алгеброй гармонию», – он объединил их вместе, подтвердив, что одно без другого попросту невозможно. Из многоголосия статей и стихов, из разницы подходов в итоге сложилась целостная и единая картина поэтического творчества – многогранного, трудоёмкого, но такого притягательного, сопровождающего человечество на протяжении многих веков.

Пресс-служба издательства Союз писателей