Я выбрал работу Питера Брейгеля "Крестьянский танец" наугад. Скажу сразу, что взять можно было бы любую многофигурную работу Питера. Но о нескольких наиболее значимых работах я уже рассказал раньше ("Триумф смерти", "Несение креста", "Башни", "Крестьянская свадьба") потому беру следующую, тем более, что я ее видел вживую, а это очень важно для оценки.
В отличие от "Афинской школы" с ее пассивным гимном человеческому интеллекту, персонажи "Крестьянского танца" активны, но неинтеллектуальны совсем. Однако как мы увидим дальше, это нисколько не помешало Питеру высказаться осознанно.
В этой работе я вижу минимум пять ясных суждений о человеке и человечестве в целом.
Суждение первое. Мужчина - хозяин жизни. Женщина - его верный помощник.
Первая пара наиболее возрастная. Это олицетворение зрелого человечества. Правая нога парня выглядит как вбитая в землю свая. Вбитая мощно и прочно. Человечество прочно стоит ногами на земле. Эту уверенность подчеркивает и усиливает агрессивный и уверенный взгляд, рука, которой он упирается в пояс кулаком, длинный нож слева. Его шаг не выглядит широким. Несомненно образ этого парня это образ человека более чем уверенно ступающего по земле.
Его женщина едва поспевает за ним. Ее шаг очень широк, это практически бег. Она предпринимает усилия, чтобы не отстать от своего парня. Это выражено на ее лице. Женщина изображена символично как помощница мужчины во всех его делах. Это подчеркивает ключ и кошелек у женщины. Она заведует домом и хозяйством в целом.
Таким образом мужчина олицетворяем активную, преобразующую часть человечества, а женщина обеспечивает ему тыл.
Суждение второе. Гармония жизни.
Следующая пара более молодая, среднего возраста.
Оба абсолютно довольны танцем, собой и праздником. Олицетворение чистой радости жизни. Человечество счастливо. В нем нет никаких нерешаемых проблем.
Суждение третье. Непрерывность жизни.
Третья пара. Очень молодая. В самом начале взрослой жизни.
Парню видимо еще не пришлось привыкнуть в девушкам. Щеки покраснели от волнения. Интересна форма гульфика, неспроста. Девушка с надеждой и волнением смотрит на парня. Эта пара олицетворяет непрерывность поколений, воспроизводимость человечества и непрерывность жизни на земле.
Суждение четвертое. Устроенность жизни.
Далее смотрим городок.
Каменные здания, жилые и общественные. Ухоженные деревья. Все как и сегодня в Европе, аккуратно, надежно и уверенно. Надежность и устроенность жизни человека на земле были одной из постоянных тем Питера. Человек своими руками строит и очень хорошо справляется с жизнью.
Левый угол занимают разные случайные типажи.
Множество людей, их одежды, ткани, кувшины с пивом, кружки, другие предметы. У людей есть все для жизни. Люди сами своим трудом создали этот город и все многочисленные предметы нужные человеку для жизни.
Суждение пятое и последнее. Человечество живет в гармонии и счастье.
Человечество не нуждается в помощи извне. Все, что ему нужно, оно само создает своим трудом. Человечество просто счастливо, трудясь и живя в гармонии с землей. Этот основной взгляд на людей и землю Питер регулярно воспроизводит в своих картинах. Человечеству не нужна власть, ему не нужны никакие абстрактные идеи чтобы быть счастливым и строить свою жизнь. Это - постоянные утверждения Питера в его работах. Может быть Питер сужает человечество до крестьянства.. Это не исключено. Тем не менее высказывается он однозначно и осознанно.
Сравним итог. Рафаэль и Брейгель. Что ими сказано?
Рафаэль создал работу по заказу Папы Юлия 2. "Афинская школа" направлена на прославление Папы. Папа любил казаться просвещенным. Фрески в станцах создавались прежде всего для гостей Юлия 2, для того, чтобы они проникались почтением к просвещенности Папы. Рафаэль блестяще справился с задачей. Фреска буквально есть гимн человеческому интеллекту. Сам Рафаэль никак не выразил своего отношения к заданному сюжету. Он выполнил заказ образцово. В ходе выполнения заказа окружение Папы корректировало содержание фрески по своему желанию. Содержание греческой философии неизвестно Рафаэлю и отражено однобоко в соответствие с тогдашней модой на отдельных философов. Ergo: воспроизведена эстетика 4 уровня, млекопитающих, поскольку отсутствуют собственные суждения художника о теме его работы.
Общий смысл работы Рафаэля: Папа Юлий 2 интеллектуальнейший человек, а вовсе не ограниченный религиозный деятель.
Питер Брейгель никогда ни в одной из своих работ не воспроизводит явно интеллектуальную жизнь людей. Умственные способности его героев направлены на ремесла столь нужные и важные для создания счастья и необходимых предметов. Внешне Питер изображает простую жизнь обычных крестьян. На самом же деле Питер с помощью образов крестьян показывает свой взгляд на смысл существования людей на земле и на способ их существования для достижения ими счастья. Ergo: воспроизведена эстетика 5 уровня, эстетика разума, поскольку Питер однозначно показывает в чем причина счастья человека и как его достичь.
Посмотрим и сравним еще раз. Ничего общего не так ли. Но оба достигли предельного воплощения в границах своих уровней эстетики.
До встреч.
Эволюция чувственного восприятия мира. Пять уровней эстетики.