Наверное, многие, узнав, что в Москве открыта выставка работ норвежского художника Эдварда Мунка, решают для себя, стоит ли им пойти и посмотреть его картины. Так и я долго не могла определиться, а надо ли мне это? Не смотря на то, что работы Мунка получили мировое признание, российским зрителям они мало известны, а ещё меньше, кому понятны.
Сразу оговорюсь, я не приверженец экспрессионизма, и статья эта не предназначена для их поклонников. Она для тех, кто, как и я не может сказать: «Ах, какие эмоции вызывают картины экспрессионистов! Ах, какой у них новаторский художественный язык!» Я этого не скажу, потому, что не понимаю их. Вполне логичный вопрос: а зачем ходила туда? Чтобы похвастаться в кругу друзей: я была, я видела? Нет! Ради этого никогда никуда не ходила. Мною двигала возможность посмотреть шедевры "в живую", коль их к нам привезли и желание увидеть в них то, что видят и понимают другие, но скрыто до сих пор от меня. Ведь увидеть подлинную картину это совсем не одно и тоже, что смотреть на её фотографию.
Забегая наперёд, скажу, то, что хотела, не произошло. Невеждой заходила на выставку и невеждой вышла оттуда. Рискую, что меня забросают гнилыми помидорами или тухлыми яйцами, но скажу. Я не считаю, что тут уместно вспомнить сказку «Голый король» Эмоции, безусловно, были. Но это был такой негатив, что лучше и не видеть. Это далеко не светлые картины. Страх, боязнь чего-то, мрачность – вот что исходило от картин Мунке.
Я далека от мысли считать, что работы Эдварда Мунке могут оценить только люди с психическими отклонениями. Нет! Много людей их смотрят и понимают! Много, но их несоизмеримо с теми, кто, как и я, не понимает.
Но всё по порядку. Выставка начала свою работу 17 апреля 2019 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи и продлится три месяца. Билеты на выставку мы брали заранее через интернет. Вход по двум очередям, та, что слева – живая и надо постоять долго, так как пропускают по 20 человек каждые полчаса. А очередь справа – по электронным билетам, там пропускают строго по времени. Если указано 14:45, то пропустят только в 14:45 и не минутой раньше.
В холле "визитная карточка" художника - баннер картины «Крик», около которой оформлена зона для фотосессий. Многие фотографируются именно здесь. На баннере «Крик» в голубых тонах, а на выставку представлен в пастельных.
Фотографировать картины на выставке можно, но с условием, что присутствующие люди в кадр не попадут. Нельзя также и самим фотографироваться на фоне картин. В залах много информационных стендов, рассказывающих о картинах Художника и его жизни. Осмотр экспозиции начинается в зале на третьем этаже. Первой картиной показан Автопортрет в аду, 1903 года,
Мунк писал: «С рождения - ангелы страха - скорби - смерти стояли возле меня, следовали за мной на улицу, когда я играл - следовали за мной солнечной весной - пышным летом - они стояли возле меня по вечерам, когда я закрывал глаза - и грозили мне смертью, адом и вечным наказанием - и тогда часто случалось, я просыпался ночью - и в диком страхе вглядывался в темноту комнаты. Я в аду ".
Самая известная картина Мунка – «Крик», её называют иконой экспрессионизма написана Художником в четырех версиях. На выставке представлена одна их версий. Мунк вообще многие картины писал в нескольких версиях, считая, что в разное время человек видит одно и тоже во разному. Около этой картины стоит специальный охранник, должна сработать сигнализация, если кто-то подойдет слишком близко и нарушит линию контроля.
Чтобы сфотографировать «Крик» приходится долго ждать, так как около картины много народа. Не повезло этой картине. Слишком много оказалось желающих её похитить. Одну из версий «Крика» вынесли из музея Мунке в Осло. Полиция её нашла, однако картина получила повреждения, которые реставраторы в настоящее время устранить не могут, но надеются, что в будущем появятся новые методы и картина будет спасена.
Другую версию похитили в 1994 году из Национальной Норвежской галереи, но ей повезло больше, её вернули. Одна из версий была продана на аукционе в 2012 году за рекордные на тот момент 119,9 млн долларов.
Психологи предполагают, что картину «Крик» Мунк создал в результате своих душевных мук. Однако норвежские учёные-исследователи утверждают, что побудило художника написать эту картину уникальное природное явление, и велика вероятность того, что основой культового «Крика» стали так называемые «перламутровые облака». Они считают, что Эдвард Мунк мог прийти в ужас от того, что небо внезапно стало красным,
Сам же Художник пишет так: "Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу."
А вот картина для меня самая интересная. Называется «Танец жизни» (1925г.)
Предположительно на ней изображён сам Мунк с Милли Тулла, одной из своих возлюбленных. Это только кажется, что на картине три женщины, а самом деле это одна и а же. Женщина в белом - молодая Тулла, в черном - Тулла в более старшем возрасте. У Мунка были достаточно сложные отношения с женщинами. В картине «Вампирша» он передал свои чувства и ощущения. А аудиогид рассказ, как определяли «питается» ли женщина энергией своего мужчины или нет.
Как и многие работы, «Вампирша» написана в нескольких версиях.
А вот картина «Поцелуй» (1913 – 1915) Тема картины навеяна сложными и запутанными любовными отношениями.
Несколько версий «Девушки на мосту»
Мунк писал портреты своих современников, писателей, музыкантов, юристов, военных, своих друзей и знакомых. А написав портрет основоположника шведской литературы Стриндберга, Мунк ошибся в написании фамилии, чем вызвал большой скандал со стороны писателя.
На выставке представлены и графические работы. Мунк был признанным мастером графики, которой занимался практически всю свою творческую жизнь. Перепробовал все гравюрные техники - офорт, сухую иглу, литографию, гравюру на дереве и другие. Тематика работ – все этапы жизни: жизнь, любовь, смерть.
Работы Художника достаточно своеобразные, очень мрачные, нет ни одного яркого пятна, много картин о болезнях, наследственности. На них не хочется смотреть, а тем более, их фотографировать. Глядя на них, вспоминаются слова Мунка о страхе, который преследует его всю жизнь
Имеется и сувенирная лавка. Там можно приобрести альбомы, открытки, магниты, посвященные данной выставке. А тем, кто решил познакомиться с творчеством знаменитого норвежского экспрессиониста, рекомендую зайти на сайт Музея Мунке в Осло. Там в онлайн-архиве, который открылся весной этого года, собрано более семи тысяч работ Эдварда Мунка, среди которых есть не только картины из фондов музея, но и малоизвестные произведения, принадлежащие частным коллекционерам.
Вот такое путешествие на выставку у меня получилось. И я не жалею, что сходила туда. Не помешает для общего развития.
А вы решайте сами, надо ли это для вас или нет.
Спасибо, что были со мной.
А если хотите больше узнать о любимых картинах в Третьяковке, то приглашаю почиать и посмотреть другие мои статьи!
1. "Неравный брак", "Грачи прилетели" и "Опять двойка"
3. Алёнушка