Найти тему
Ингерманландец

МУЗЕЙ ГЕРОЯ, КОТОРОГО НЕТ ПРОЛОГ

СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ. ПРЕДИСТОРИЯ

Столб, увы, современный
Столб, увы, современный

В далёком 1972 году в под Ленинградом, ныне Петербургом, открылся небывалый для СССР музей. В конце 1960-х годов трое энтузиастов, токарь, председатель колхоза и сотрудник музея, задумали и, представьте себе, блестяще, как показало время, осуществили задуманное. Создали музей. Музей литературного героя. Этот герой – совсем не героический Самсон Вырин.

Задачи у станционного смотрителя были просты и незатейливы, как и его быт. Обеспечивать господ проезжающих подменными лошадьми и организовать на это время им отдых, еду и ночлег. Если это необходимо. Ямщиков своими заботами тоже не следовало забывать.

Ворота почти ямщицкой поры
Ворота почти ямщицкой поры

15 октября 1972 года музей «Дом станционного смотрителя» в посёлке Выра, Гатчинского района Ленинградской области был открыт. Воссоздан, по опубликованной в 1831 году повести Александра Сергеевича «Станционный смотритель» и архивным документам того времени. Изначально музей располагал лишь чуть более чем 70-ю предметами быта той эпохи. Сегодня их общее количество перевалило за пять тысяч. Изначально музей расположился в 2-х каменных корпусах почтовой станции, сохранившихся с далёкого от нас 1834 года. Здания, постройкой, выдержаны в стиле русского классицизма. Ныне это прекрасный музейный комплекс, активно посещаемый как петербуржцами, так и гостями города.

Часть подлинной карты почтовых трактов Санкт Петербургской губернии первой половины 19 века
Часть подлинной карты почтовых трактов Санкт Петербургской губернии первой половины 19 века

Выбор места для организации музея неслучаен. В 1800 году именно в деревню Выра была перенесена почтовая станция из уездного города Рождествено. Во времена Пушкина здесь проходил Динабургский (Белорусский) тракт. Сам Александр Сергеевич бывал на одной только этой станции не менее 13-ти раз! Подтверждено документально. Многие из его современников столько раз за всю их жизнь и в пути то не бывали.

В конце 1830-х годов, в начале 1840-х, проводились работы по спрямлению дороги. В ходе работ станция опять была перенесена и возведена уже каменной, как мы и видим её сегодня.

Он подлинный!
Он подлинный!

Рад, если Вам, читатель, было интересно.