Найти тему
About-You.su

Ангедония – что делать, если ничего не радует

Оглавление

Еда словно потеряла вкус, любая погода кажется скучной для прогулок, а люди предсказуемыми. Такой образ мышления типичен людям с ангедонией – утратой способности получать чувство радости от обыденной жизни. И если более тяжелые случаи встречаются все-таки реже, то ощущение, словно мир вокруг стал серым, а всевозможные удовольствия – ненастоящими, знакомо практически каждому.

Откуда берется удовольствие

Разумеется, процесс начинается в нашем мозге. Главный нейромедиатор здесь – это дофамин. Нейроны, работающие на нем, находятся прямо в гипоталамусе, так называемой черной смеси или префронтальной коре человеческого головного и спинного мозга. Дофаминергические частицы отвечают не за одно только удовольствие, но еще и за слаженную двигательную активность. Они также «дирижируют» разными биологически активными гормонами, например соматотропином. Ответственны они и за адекватную реакцию тела на будничные стрессовые факторы: будь то недостаток кислорода, шум или переохлаждение. Полагают, что утомление вызванное физической нагрузкой возникает как раз «по вине» нейронов.

Как бы ни было странно, чувство удовлетворения напрямую связано с базовыми процессами торможения, протекающими в мозге. Воздействуя на рецепторы (это могут быть как внутренние, так и естественные либо эндогенные опиоиды, любые химические соединения, к примеру, находящиеся в составе анальгетика/наркотических веществ) они снимают «блок» с дофаминергических волокон. Благодаря этому начинает активно вырабатываться дофамин, действуя на префронтальную кору и нервные клетки. Мы описали систему вознаграждения в действии. Именно повышение дофаминового уровня дает нам долгожданные приятные ощущения и незабываемое чувство эйфории. Отвечают они и за восприятие боли, формирование болевых ощущений.

С проблемами природной выработки нейромедиаторов связывают множество современных заболеваний, от затяжной депрессии, до опасного алкоголизма. Болезнь Паркинсона, схорею Гентингтона, синдром дефицита внимания, гиперактивность, шизофрению – аналогично, хоть они и менее связаны с поражением конкретных отделов мозга. Объединяет же их одно – перемены на биохимическом уровне.

Почему антидепрессанты это не решение проблемы, а инструмент

Ангедония также ключевой признак депрессии. При данном недуге классическим симптомом является именно утрата радости, далее идут остальные. Люди бросают не только любимые хобби, но даже не могут выполнять прежнюю работу на должном уровне, по одной причине – все для них мгновенно потеряло былой смысл.

Конкретное состояние успешно лечат антидепрессантами. Как следствие, они снижают проявления отрицательных эмоций по типу хандры, гнева или раздражительности, но вместе с тем – положительных. Данное явление называется клинической «эмоциональной невыразительностью». С ним сталкивается множество пациентов:

  • Уходит экзистенциальная меланхолия, тоска;
  • Окружающие перестают казаться им противными и/или невыносимыми;
  • Пропадает мешающий в быту «взрывной» характер.

Но вместо этого почему-то не приходят счастье и радость. Конечно, возникает нужный ровный эмоциональный фон, сильно способствующий выздоровление, помогающий человеку выдохнуть и решиться на серьезные перемены обстоятельств.

Как справиться с ангедонией

Порой выкарабкаться самостоятельно удается далеко не всем. На помощь здесь может прийти внимательный и опытный психотерапевт, обучающий сознательным техникам корректировки поведения. Таким образом достигаются необходимые результаты. Хороший специалист сумеет помочь вам справиться с неверными установками: «за полученное удовольствие следует платить» или «любое съеденное пирожное надо отработать в будущем спортзале». Десерт – это прекрасно, однако посещение фитнес-клуба может стать совершенно отдельной радостью, в особенности если вы не воспринимаете физическую активность за наказание.

Также, повышение границы дофамина напрямую связывают с итоговым результатом. Иногда он оказывается даже лучше, чем это планировалось. А вот если ожидаемый результат соответствует норме, система положительного подкрепления рискует не активироваться. Торможение в ней произойдет, если полученное не дотянуло до воображаемого. Самое разумное решение тут – никогда не ждать от жизни и окружающих людей чудес. Золушка тоже была права, поскольку не боялась тяжелой физической работы, не ждала сутками принца. Эта сказка совершенно четко намекает нам: будьте чуть скромнее, ежедневно трудитесь на совесть, тогда жить станет интереснее с каждым днем.

Забудьте о вредных привычках

Курение, выпивка и употребление даже самых легких наркотиков приводит к чрезмерной активации в системе дофамина. Его еще называют счастьем «в кредит». Природа изначально не предусмотрела схожую стимуляцию, а значит в ходе повторного воздействия различных психостимулирующих веществ, вещество истощается само по себе все больше. Привычные человеку удовольствия вскоре не приносят радости, а самочувствие резко ухудшается. При подобных обстоятельствах стимулировать себя придется интенсивнее. Так формируется банальная аддикция. И да, регулярный ужин с небольшим бокалом вина – такая же зависимость, как и все остальные.

Диагностированная ангедония никогда не наступает резко. Мгновенное исчезновение нормальной суточной радости, чаще является симптомом болезни, а значит – однозначным поводом, чтобы обратиться к врачу. Обычно состояние наступает постепенно или волнообразно, приятные эмоции и впечатления последовательно выпадают из жизни. Именно поэтому, распространенные рекомендации радоваться мелочам, а также почаще думать о приятном, планировать свой досуг заранее, посидеть в тишине с книгой или фильмом по-настоящему работают. Счастье можно и нужно «ловить за хвост» прямо сейчас. Возможно это и есть секрет тех, кто большую часть жизни ощущают себя вполне довольными.