Кажется, все стали потихоньку забывать о невероятно удивительном событии – посещении Солнечной системы объектом из-за её пределов. А тем временем, этот объект, названный Оумуамуа (Oumuamua, индекс 1I/2017 U1), оказался ещё более интересным, чем казалось вначале.
Не забывайте подписываться на канал, а также канал в Telegram,уютный чатик для дискуссий на научные темы и канал в YouTube, над которым я работаю.
На прошлой неделе я наткнулся на научно-популярную статью в Scientific American, написанную в октябре 2018 года Ави Лебом (Avi Loeb), заведующим кафедрой астрономии Гарвардского университета и Шмуэлем Бялы (Shmuel Bialy) из того же университета.
Во-первых, сам факт того, что Оумуамуа прилетел в нашу звёздную систему является удивительным. Дело в том, что мы неплохо знаем количество выбрасываемых в межзвёздное пространство нашей Солнечной системой твёрдых пород. Если предположить, естественно, заложив погрешность, что так происходит с любой звёздной системой, то объект вроде Оумуамуа никогда не должен был залететь к нам.
Но самым необычным в этом объекте, по мнению авторов статьи, является то, что он отклоняется от орбиты, которая должна образовываться исключительно воздействием гравитации Солнца. Например, в случае комет, такое отклонение вызвано испарением льда на их поверхности, из-за чего образуются газы, создающие реактивную тягу. В случае с Оумуамуа мы наблюдаем похожее отклонение, но никакого хвоста нет. Более того, в одной из публикаций на тему межзвёздного гостя были представлены результаты анализа, показавшие очень небольшое содержание молекул, основанных на углероде, в пространстве вблизи этого объекта, что означает отсутствие признаков газа, который мог бы быть причиной такого отклонения. Помимо этого, подобная кометная активность должна была бы проявить себя в изменении периода вращения объекта, чего мы также не наблюдаем. Для объяснения отклонения от теоретической орбиты самым очевидным является то, что ускорение ему придаёт солнечный ветер.
На этом странности не заканчиваются. Оумуамуа обладает геометрией, которую можно назвать экстремальной. Мы не успели получить фото, так как поздно обнаружили объект. Сейчас самым распространённым является изображение, на котором Оумуамуа имеет форму сигары и такой вывод был сделан по изменению яркости в 10 раз во время вращения.
Так что это было?
Специалисты из Гарварда рассчитали, что для того, чтобы получить зафиксированный импульс, при известных габаритах (до 180 метров в длину и 30 метров в ширину), толщина Оумуамуа должна не превышать 1 мм. В таком случае речь идёт о своего рода световом парусе и нет ни одного примера, когда подобные объекты создавались бы естественным случайным образом. Именно поэтому, утверждают авторы, мы могли зафиксировать зонд другой высокоразвитой цивилизации.
Ави Леб в одном из интервью сказал, что не понимает, почему люди с удовольствием рассуждают о параллельных вселенных и других измерениях, но с откровенным скепсисом говорят о разумной жизни в других звёздных системах. Во-первых, известно, что практически у четверти звёзд в Млечном пути есть землеподобные планеты, во-вторых – мы сами уже отправили аппараты за пределы своей звёздной системы при том, что на тот момент техническому прогрессу было не больше века. Так почему всерьёз не рассматривается подобная возможность?
При этом, авторы публикации не настаивают на своём мнении и в заключении лишь просят научное сообщество уделить гораздо больше внимания следующему межзвёздному гостю – вдруг нас уже заметили, а мы этого не поняли.