Радости за гранью приличий в «запретных рисунках» Дега
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки
Дорогие друзья, по привычке представлюсь – историк Андрей Васильченко, по совместительству знаток ретрокультуры, писатель и автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»
В последнее время все чаще говорят о французских корнях нуара, подразумевая не только слово, но и само явление. На уровне визуальных образов нуар еще до своего официального явления оказался запечатлен в «запретных рисунках» Дега. Дега- это не только изящные портреты и уточненные балерины. Дега – это еще мир «домов терпимости» и притонов, которые как раз и ассоциируются с нуаров – в первую очередь прото-нуаром и ранним нуаром.
По большому счету все эти иллюстрации и графические листы е создавались для широкого обозрения, поэтому мы называем их «запретными». Он показывал лишь редким посетителям и увлеченным коллекционерам. По большей части это «жертвы общественного темпераменты», то есть девушки выбравшие путь торговли собой.
Ведомо, что довольно большое число схожего рода произведений сразу после смерти художника уничтожил, заботясь о репутации художника, его брат. В частности это были иллюстрации к римских произведениям Лукина. Кс лову, сказать, мы отмечали, что в некоторых античных произведения и мифах можно обнаружить следы будущего нуара.
В большинстве своем композиции сцены весьма откровенные и довольно беспощадные; живописец представил виденное им без прикрас – что опять же отличительная черта нуара. В них все буднично, уныло, с зевотой со скуки и развратом от нечего делать, и даже само слово «разврат» тут кажется слишком сильным и неуместным — столь бездумны, бесстрастны, безлики все эти» жрицы любви», предстающие на рисунках Дега. Никакой пикантности, ни оттенки романтики, ни намека на сострадание или захваченную заинтересованность. Как и в типичном нуаре - отстранено. На даром – отчуждение является главной чертой классического нуара.
Подобно нуару Дега заработал обвинение в женоненавистничестве. Хотя это на само деле не так. Дега выступает как наблюдатель, как своего рода частный детектив из нуара, которому по большому счету «все равно». Нередко Дега творил прямо в городе, который являлся большой площадкой для нуар-трагедий (нуар в первую очередь «городской жанр»)
Многие современники Дега отмечали, что очень часто после прогулок по городу художник создавал большое количество этюдов, набросков по памяти, фиксируя увиденные типажи, движения, характеры. Очевидно, именно благодаря подобной практике - рисования по памяти того, что показалось наиболее выразительным - родилось это умение убирать детали, избегать излишней повествовательности, передавая лишь самую суть виденного. В нуаре это передано световыми линиями, которые выхватывают лица и фигуры и «массива тьмы». Ну, конечно, нельзя не отменить не только схожесть сюжетов, но и схожесть жанровых моментов, то есть собственно сюжетов. Например, в некоторых сериях рисунков есть «постоянные участники» (именно участники!!!) сомнительных событий. Однако если в нуаре, это обычно частные репортеры, то у Дега это завсегдатаи невзыскательных «заведений». Хотя одно другого не исключает.
Сайт о нуаре http://noir-film.ru/
На этом мы заканчиваем сегодняшнее повествование. Не забывайте читать наш канал (а еще лучше подпишитесь), так как завтра мы продолжим нашу прогулку по темным улицам города, в закоулках которого таится «мистер Нуар». Искренне Ваш Андрей Васильченко!