Ехала я как-то по прекрасной Карелии по не очень ровным дорогам Олонецкого района, и мне вдруг показалось, что я схожу с ума, потому что поля эти шевелились как живые, а на них прямо с неба сыпались и сыпались птицы. Остановив машину, я поняла, что это не видение, а практически хичкоковская реальность.
Правда, в отличии ужастика, олонецкие птицы оказались добрее. Вернее, я им была абсолютно не интересна. Более того они меня боялись. Когда я попробовала к ним приблизиться с фотоаппаратом, они словно по команде взмыли к небу, оглушив меня своим гомоном и шлепаньем крыльев. В результате на небесном холсте образовались невероятные сюрреалистические картины из птиц, которые я и запечатлела.
Как мне потом объяснили, в окрестностях Олонца каждую весну сотни тысяч диких гусей и других перелетных птиц, устраивают передышку перед финальным трансфером к своему дому - на побережье Белого моря. На родину птицы летят Беломоро-Балтийским миграционным путем. К местам гнездования они, как правило, добираются у началу июня. Если лишить пернатых возможности этой остановки, многие из них не смогут долететь до цели. Орнитологи, работающие на Олонецкой равнине, называют это место «аэродромом подскока» и проводят там мониторинговые исследования мигрирующих птиц. По их оценке эта стоянка является крупнейшей в северной Европе.
Не упускают возможности увидеть это удивительное зрелище и любопытные туристы, которые в этот период специально приезжают в Олонец. Местные жители для них даже устраивают экскурсии, рассказывая о крылатых постояльцах много интересных фактов. К примеру, я узнала, что перелетные гусыни и утки отправляются в путь из своих летних квартир, будучи в интересном положении. То есть проделывают весь этот сложный перелет (за сутки гуси могут пролететь около пятисот километров) с яйцом внутри. Вот вам и разгадка сюжета народной сказки, о том, про «иглу в яйце, а яйцо в утке».
Гуси, как и лебеди, создают пары, и этот тандем сохраняется на протяжении всей их жизни.
Эти птицы имеют очень тонкую «душевную организацию». Они страдают и даже впадают в депрессию.
Интересно, что в каждой гусиной стае есть дозорные, которые следят за безопасностью стоянки. Пока основная масса пернатых щиплет травку, нагуливая жирок, несколько гусей внимательно смотрят по сторонам и прислушиваются, а в случае опасности дают команду «линять». Это очень важный момент, потому что местные волки и лисы тоже приходят встречать перелетных гостей, правда, с не очень добрыми намерениями. И если их вовремя не заметит гусиная охрана, быть беде.
Ну и конечно, рассказывая об этом удивительном явлении, стоит упомянуть о том, что миграции гусей совпадают с солнечным циклом: после осеннего равноденствия птицы отправляются на юг, а после весеннего - возвращаются на север. В связи с этим в древней мифологии дикий гусь - это солярный символ жизни и смерти. В сознании северных народов именно эти чудесные птицы на своих крыльях осенью уносят тепло, а весной приносят новую жизнь. Мало того, что эти птицы были предвестниками весны, они прилетали в самое голодное время года и спасали местное население от голодной смерти. Кроме того люди верили, что эти птицы могут вернуть умерших близких или передать для них весточку на тот свет. В результате этих птиц почитали как божественное проявление природы. Доказательство этому - древние наскальные изображения на каменных берегах Онежского озера и Белого моря, из которых самой многочисленной группой рисунков являются фигуры птиц.
Их выбили на камнях более семи тысяч лет назад люди, которые уже тогда с нетерпением встречали перелетных гусей и верили в их волшебство.
Алла Чередниченко.
Фото автора.