Кооперативное кино – любопытное явления позднесоветского и раннероссийского кинопрома, существовавшее с 1988 по 1993 год (хотя отдельные фильмы выходили и в середине 90-х). Принципиальным отличием кооперативного кино от советского системного было то обстоятельство, что снималось оно вне советской студийной системы, что сближало его к американским эксплуатационным кинематографом 70-х. Более того, самым популярными «кооперативными» киножанрами были секс-комедии, rape and revenge, криминальные боевики, то есть все то, что цвело и пахло в альтернативном американском и отчасти европейском низкобюджетном кинопроме 70-х, но с поправкой на национальные особенности.
Как правило, кооперативное кино противопоставляют кинематографу советскому, ругая первое за низкое качество в сравнении с продукцией «Мосфильма» или «Ленфильма», что не совсем справедливо, так как всё «кооперативное» – это стопроцентный эксплуатейшн. А по эксплуатационной шкале «качества» российское кооперативное кино является крепким середнячком, особенно в сравнении с тем, что снимали в Турции, Мексике или на Филиппинах.
5 образцов кооперативного эксплуатейшна по-русски
Моя морячка, 1990, режиссер – Анатолий Эйрамджан
Один из ранних кооперативных фильмов, ориентирующийся в большей степени не на «низовое» голливудское и европейское кино, а на советские ромкомы 70-х и 80-х. Уровень «бэшности» умеренный.
Бабник, 1990, режиссер – Анатолий Эйрамджан
Говорим «кооперативное кино» – вспоминаем Эймраджана. Этот плодовитый кинодел известен популяризацией в России и странах СНГ жанра секс-комедии, который к началу 90-х пережил взлеты и падения в Италии, ФРГ, Мексике и Великобритании.
Счастливого рождества в Париже! или Банда лесбиянок, 1991, режиссер – Ольга Жукова
Название отличное, кино оставляет желать лучшего. Трэш, даже по невысоким кооперативным меркам.
Новый Одеон, 1992, режиссер – Анатолий Эйрамджан
Эксплуатационный киноальманах, представляющий собой сборник экранизированных анекдотов. С другой стороны, «Новый Одеон» – это настоящий парад жанров эксплуатационного кино, здесь нашлось место не только фирменной эйрамджановской секс-комедии, но и нациэксплуатейшну, трэш-вестерну и гангстерскому фильму.
Супермен поневоле, или Эротический мутант, 1993, режиссер – Никита Джигурда
После просмотра этого фильма становится очевидна одна простая вещь: именно Джигурда – это русский Томми Вайсо («Эротический мутант» реально напоминает «Комнату»). В отличие от новомодного косплеера Шварценеггера, который раздражает тем, что плохо подражает своему кумиру, Джигурда – настоящий самобытный фрик.