Найти тему

Луномобиль - его применение и история создания

Оглавление
Джон Янг рассекает лунные просторы на луноходе, Аполлон-16 ©NASA
Джон Янг рассекает лунные просторы на луноходе, Аполлон-16 ©NASA

Уже в 1961-м году, при первых мыслях отправить человека на Луну, в США появились слухи о создании лунохода - некоей автономной станцией, в которой люди могут пересекать огромные расстояния на огромной скорости, исследовать поверхность Спутника и проводить различные эксперименты.

MOLAB - первые прототипы

Ученые NASA из Центра космических полетов имени Джорджа Маршалла были первыми, кто задумался о такой идее: так и появился проект MOLAB.

MOLAB во всей красе, 1967 год ©Hemmings Motor News
MOLAB во всей красе, 1967 год ©Hemmings Motor News

MOLAB, точнее Mobile Geological Laboratory - некая передвижная лунная лаборатория, оснащенная двигателем от Chevrolet Corvair, способна была развивать скорость до 34 км/ч. Вскоре от идеи настолько "навороченной" машинки отказались - огромная масса и габариты перебили все желание отправить это на Луну.

Создание подлинного лунохода

В конечном итоге всю нагрузку на создание луномобиля взял на себя Вернер фон Браун - создатель Сатурн-5. Он, 7 апреля 1969 года, создал Lunar Roving Task Team - команду из того же центра космических полетов для разработки средства передвижения по лунной поверхности (естественно, ни о какой лаборатории речи уже не было).

Минусы и плюсы данного решения:

+ Более свободное и быстрое перемещение по поверхности в сравнении с громоздкими и неудобными лунными скафандрами

- увеличение веса доп. оборудования, что приводит к повышению стоимости программы и усложнению запуска

Есть еще одна вещь, которую я решил не считать за качество лунохода: несмотря на расчет НАСА вести программу Аполлон на Луне с 11-й по 20-ю миссии, время полезного использования ровера уменьшается, т.к. он не будет готов к Одиннадцатому Аполлону.

В проект создания вошел и Boeing, который и сыграл важнейшую роль в создание лунной машины. В качестве усложнений: нужно было сделать его тяжелым и мощным для того, чтобы тот ездил по Луне, а не улетел.

Лунный ровер и команда его создателей©NASA
Лунный ровер и команда его создателей©NASA

Характеристики аппарата:

  • Масса: 210 кг
  • Грузоподъемность в условиях лунного притяжения: 490 кг
  • Длина: 3 м
  • Колесная база: 2,3 м
  • Источник питания: две 36-вольтовые неперезаряжаемые серебряно-цинковые батареи с системой пассивного охлаждения
1. Остронаправленная антенна. 
2. Телевизионная камера.
3. Малонаправленная антенна.
4. Пульт управления.
5. Кинокамера (16 мм).
6. Ручка управления.
7. Контейнеры для лунных образцов.
8. Оборудование и инструменты.
9. Колесо с ободом из проволоки.
10. Контейнеры под сиденьями.
11. Защита от пыли.
12. Приемопередающее оборудование для непосредственной связи с Землей.
1. Остронаправленная антенна. 2. Телевизионная камера. 3. Малонаправленная антенна. 4. Пульт управления. 5. Кинокамера (16 мм). 6. Ручка управления. 7. Контейнеры для лунных образцов. 8. Оборудование и инструменты. 9. Колесо с ободом из проволоки. 10. Контейнеры под сиденьями. 11. Защита от пыли. 12. Приемопередающее оборудование для непосредственной связи с Землей.

О колесах: они имели собственный двигатель каждое, что не требовало коробки передач; каждое из них поворачивалось - радиус составлял всего 3 метра; ровер мог преодолевать препятствия в виде камней диаметром до 70 см; застрять в грунте было невозможно из-за покрышки, которая была выполнена из плетеной стальной проволоки.

На ровере была собственная система навигации: гирокомпас, одометр, а также устройство для определения азимута движения по тени штыря-гномона. Для постоянной связи с Землей использовались сетчатая параболическая антенна, а также ненаправленная антенна. На борту были цветная телевизионная камера, а также 16-мм кинокамера и 70-мм фотокамера.

Командир Аполлона-17 Юджин Сернан за рулем лунного ровера ©NASA
Командир Аполлона-17 Юджин Сернан за рулем лунного ровера ©NASA

Транспортировка ровера

Сложенный луноход хранился в лунном модуле, откуда полуавтоматически извлекался с помощью нейлоновых тросов:

1. Луноход извлекается из отсека посадочной ступени лунной кабины. 
2. Откидывается задняя секция шасси и задние колеса фиксируются в рабочем положении.
3. Задние колеса опускаются на грунт, откидывается передняя секция шасси и передние колеса фиксируются в рабочем положении.
4. Астронавт опускает передние колеса на грунт. Теперь он может установить сиденья и подставки для ног.
1. Луноход извлекается из отсека посадочной ступени лунной кабины. 2. Откидывается задняя секция шасси и задние колеса фиксируются в рабочем положении. 3. Задние колеса опускаются на грунт, откидывается передняя секция шасси и передние колеса фиксируются в рабочем положении. 4. Астронавт опускает передние колеса на грунт. Теперь он может установить сиденья и подставки для ног.

Благодаря роверу, экипаж Аполлона-17 сумел отдалиться от места посадки на целых 7,6 км (при песших миссиях максимальное удаление составляло около полутора км).

[Аполлон-16, командир Джон Янг рассекает просторы Луны
Во время этой же миссии была достигнута максимальная скорость на Луне: 18 км/ч (что очень много)]

-7

Наука
7 млн интересуются