Уже в 1961-м году, при первых мыслях отправить человека на Луну, в США появились слухи о создании лунохода - некоей автономной станцией, в которой люди могут пересекать огромные расстояния на огромной скорости, исследовать поверхность Спутника и проводить различные эксперименты.
MOLAB - первые прототипы
Ученые NASA из Центра космических полетов имени Джорджа Маршалла были первыми, кто задумался о такой идее: так и появился проект MOLAB.
MOLAB, точнее Mobile Geological Laboratory - некая передвижная лунная лаборатория, оснащенная двигателем от Chevrolet Corvair, способна была развивать скорость до 34 км/ч. Вскоре от идеи настолько "навороченной" машинки отказались - огромная масса и габариты перебили все желание отправить это на Луну.
Создание подлинного лунохода
В конечном итоге всю нагрузку на создание луномобиля взял на себя Вернер фон Браун - создатель Сатурн-5. Он, 7 апреля 1969 года, создал Lunar Roving Task Team - команду из того же центра космических полетов для разработки средства передвижения по лунной поверхности (естественно, ни о какой лаборатории речи уже не было).
Минусы и плюсы данного решения:
+ Более свободное и быстрое перемещение по поверхности в сравнении с громоздкими и неудобными лунными скафандрами
- увеличение веса доп. оборудования, что приводит к повышению стоимости программы и усложнению запуска
Есть еще одна вещь, которую я решил не считать за качество лунохода: несмотря на расчет НАСА вести программу Аполлон на Луне с 11-й по 20-ю миссии, время полезного использования ровера уменьшается, т.к. он не будет готов к Одиннадцатому Аполлону.
В проект создания вошел и Boeing, который и сыграл важнейшую роль в создание лунной машины. В качестве усложнений: нужно было сделать его тяжелым и мощным для того, чтобы тот ездил по Луне, а не улетел.
Характеристики аппарата:
- Масса: 210 кг
- Грузоподъемность в условиях лунного притяжения: 490 кг
- Длина: 3 м
- Колесная база: 2,3 м
- Источник питания: две 36-вольтовые неперезаряжаемые серебряно-цинковые батареи с системой пассивного охлаждения
О колесах: они имели собственный двигатель каждое, что не требовало коробки передач; каждое из них поворачивалось - радиус составлял всего 3 метра; ровер мог преодолевать препятствия в виде камней диаметром до 70 см; застрять в грунте было невозможно из-за покрышки, которая была выполнена из плетеной стальной проволоки.
На ровере была собственная система навигации: гирокомпас, одометр, а также устройство для определения азимута движения по тени штыря-гномона. Для постоянной связи с Землей использовались сетчатая параболическая антенна, а также ненаправленная антенна. На борту были цветная телевизионная камера, а также 16-мм кинокамера и 70-мм фотокамера.
Транспортировка ровера
Сложенный луноход хранился в лунном модуле, откуда полуавтоматически извлекался с помощью нейлоновых тросов:
Благодаря роверу, экипаж Аполлона-17 сумел отдалиться от места посадки на целых 7,6 км (при песших миссиях максимальное удаление составляло около полутора км).
[Аполлон-16, командир Джон Янг рассекает просторы Луны
Во время этой же миссии была достигнута максимальная скорость на Луне: 18 км/ч (что очень много)]