Жанетта-Полина Гёбль, в России - Прасковья Егоровна Анненкова… О ней написан роман, сняты фильмы, но, наверное, лучше всего о себе рассказала она сама. В своих мемуарах она указала, что пишет для того, чтобы «объяснить разные недоразумения на счёт моего происхождения и тем прекратить толки людей, не знавших правды, которую по отношению ко мне и моей жизни часто искажали, как, например, это сделал Александр Дюма в своей книге: «Mémoires d’un maître d’armes», в которой он говорит обо мне и в которой не меньше вымысла, чем истины».
Давайте вместе вспомним «истину», вспомним и то, что не попало на страницы романа и на экран,- ведь жизнь этой женщины была долгой и удивительной.
Она родилась во Франции, в Лотарингии, в старой дворянской семье. Отец её, сначала офицер королевских драгун, затем служил в наполеоновской армии, имел орден Почётного легиона. Он погиб в Испании, когда Полине было девять. По рассказам ехавших с ним братьев Гюго (отца и дядей писателя), он заехал в деревню Аранду подковать лошадь. Полина запишет в воспоминаниях: «23 октября 1809 года въехали они в Аранду, но уже оттуда им не было суждено выехать. Отец, человек, лошади, — бумаги — все пропало без вести. Предполагают, что они должны были быть убиты гверильясами… Ничего не было открыто, найдено только в колодцах пропасть изрубленных тел, но кто были эти несчастные — невозможно было узнать».
Семья (в ней было четверо детей) осталась в бедности, и, по настоянию матери, 9-летняя Полина подаёт прошение Наполеону. «В то время, когда он готовился сесть в карету, она выдвинула меня вперед, и я протянула прошение. Наполеон приказал взять его и, расспрашивая мать, чего она желает, потрепал меня по щеке. Прошение было о пенсии» - и пенсия была назначена. Наверное, действительно существует «закон парности»! Годы спустя Полина будет подавать прошение уже императору Николаю…
Немногими предложениями опишет много лет спустя Полина пережитое: «Все воспоминания моего детства до того разнообразны и так многочисленны, что все это составляет какой-то странный калейдоскоп в голове моей. Я видела знаменитую комету, предшествовавшую войне 1812 года… помню, как французские войска отправились в поход, когда Наполеону вздумалось покорить всю Европу. В этом походе участвовал один из моих дядей, брат матери. Накануне своего выезда он ужинал у нас и, прощаясь с матерью, сказал: «Бог знает, вернусь ли я. Мы идем сражаться с первыми в мире солдатами, русские не отступают». Слова эти поразили меня, я пристально посмотрела на дядю. Он как будто предсказал судьбу свою, потому что лёг на поле Бородинской битвы. Кто не был очевидцем того горя и отчаяния, которое овладело Франциею после кампании 1812 года, тот не может себе представить, что за ужасное то было время! Повсюду слышались плач и рыдания. Не было семьи, которая не надела бы траур по муже, сыне или брате…» После свержения Наполеона семья лишилась пенсии, и нужно было зарабатывать на жизнь.
Полина была старшей. Девушка обладала прекрасным слухом и голосом, она хотела поступить в консерваторию, но мать было против. «”Я никогда не соглашусь видеть мою дочь на подмостках”, — говорила она, обливаясь слезами, и согласилась лучше заставить меня приобретать другим трудом, который она считала более честным, и она отдала меня в коммерческий дом. После революции это было принято». (Кстати, голос Полина сохраняла долго. Её внучка Е.К.Гагарина рассказывала, что в Сибири она часто пела и все хвалили её прекрасное контральто. Не перестала петь она до последних дней).
Полина и раньше зарабатывала деньги на карманные расходы, продавая свое шитье и вышивание, а теперь это стало профессией… Шесть лет, с 1817 по 1823 год, она проводит в Париже, который возненавидела, в модном доме Моно (единственным её развлечением были визиты к тётке-вдове, служившей гувернанткой), а затем принимает предложение ехать в Россию и заключает «контракт с домом Дюманси, который в то время делал блестящие дела в Москве». Дав согласие на переезд в качестве простой модистки, Полина роняла, по понятиям того времени, достоинство старой дворянской фамилии Гёбль. Поэтому она выехала с паспортом на имя Поль.
Перевёрнута страница жизни, сделан шаг к той судьбе, которая превратит её в женщину-легенду. Потом Полина вспомнит: «Однажды в Сен-Миеле, когда я сидела в кругу своих подруг, те шутили и выбирали себе женихов, спрашивая друг друга, кто за кого хотел бы выйти. Я… отвечала, что ни за кого не пойду, кроме русского. Все очень удивились моему ответу, много смеялись надо мною и заметили, что у меня странная претензия и где же взять мне русского? Я, конечно, говорила это тогда не подумавши, но странно, как иногда предчувствуешь свою судьбу». Так оно было или не так, но любовь ждала её в Москве…
С Иваном Александровичем Анненковым Полина познакомилась за полгода до восстания 14 декабря. «Оба мы были молоды, он был чрезвычайно красив собою, необыкновенно симпатичен, умён и пользовался большим успехом в обществе. Совершенно понятно, что я не могла не увлечься им. Но целая бездна разделяла нас. Он был знатен и богат, я — бедная девушка, существовавшая своим трудом». Анненков предлагал Полине брак, но она хорошо знала его мать – «окружённую постоянно необыкновенною, сказочною пышностью, так что её прозвали “Королева Голконды”».
Многие представляют историю Анненковых по фильму «Звезда пленительного счастья», но подчас действительность превосходила фантазии сценаристов, и многие события, не вошедшие в фильм, кажутся страницами авантюрного романа.
«Бездну» Полина перешла летом 1825 года. Они встретились на ярмарке в Пензе: она приехала туда с домом Дюманси, где была старшей продавщицей, он – для закупки лошадей. Полина узнаёт о намерении шайки игроков обыграть Анненкова, имевшего при себе большие деньги, «и в тот самый вечер, когда игроки ожидали его, продержала у себя до глубокой ночи. На другой день он узнал всё от своего человека, был очень тронут и остался мне признательным. С тех пор человек его, который был ему очень предан, часто приносил мне его портфель на сбережение». А потом… Они должны были расстаться: Анненкову предстояло объехать имения матери. Придя проститься, он сказал: «Если б вы знали, что ожидает меня, то, вероятно, сжалились бы надо мною». Без сомнения, он предчувствовал свою судьбу…
3 июля 1825 года они вместе выехали из Пензы. «В одной из деревень его, где была церковь, он настаивал, чтоб мы обвенчались, и уже приготовил для этого священника и двух свидетелей, но я решительно отказалась от брака без согласия его матери».
В ноябре они вернулись в Москву. Полина уже ждала ребёнка.
29 ноября стало известно о смерти Александра I. Встревоженной Полине Анненков, наконец, признался, «что участвует в тайном обществе и что его, наверное, ожидает крепость или Сибирь. Тогда я поклялась ему, что последую за ним всюду».
2 декабря 1825 г. он уехал в Петербург. Судьба подарила им ещё одну встречу: Анненков забыл свой портфель с деньгами и вернулся с первой станции. «Судьба как будто нарочно устроила это, чтобы дать возможность нам обняться в последний раз перед тем, как страшная буря должна была разразиться над нами и разлучить нас надолго. После этого последнего прощания мне суждено было увидеть его только в крепости».
Потекли тоскливые дни, наполненные мрачными предчувствиями. Получив известие о событиях 14 декабря, «Москва опять встревожилась. В домах царствовало глубокое уныние. Это было время всеобщего страха, печали и слез». Зашедший к Полине и не заставший её друг Анненкова П.Свистунов был арестован прежде, чем она увиделась с ним. «Можно себе представить моё отчаяние при мысли, что та же участь ожидает и Ивана Александровича. С тех пор как он находился в Петербурге, я не имела от него ни одного письма и решительно не знала, что с ним сделалось. Одни говорили, что он ранен, другие — что убит, третьи — что он в крепости… На Кузнецком мосту, который нельзя было миновать, я всякий раз встречала повозки, тщательно закупоренные со всех сторон и сопровождаемые жандармами. Повозки эти были наполнены арестованными и приводили меня в содрогание»…
Продолжение следует
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
Продолжение 2, 3, 4, 5
«Карта» статей на эту тему здесь
Навигатор по всему каналу здесь