Итак, перед нами задание №1. Что же стоит делать?
Для начала прочитайте заголовок к таблице. Это позволит вам сориентироваться в материале.
Наш заголовок: «Характеристика форм духовной культуры».
Следовательно, раздел обществознания «Человек и общество», тема «Понятие культуры. Формы и разновидности культуры»
Внимательно читаем саму таблицу.
У нас есть две графы:
«Форма духовной культуры» и «Характеристика».
Пропущена одна из форм. Это означает, что вам необходимо по аналогии с первой формой (религия), найти значение пропущенной.
Вспоминаем все что знаем по этой теме: какие именно формы (области) духовной культуры бывают и как они характеризуются.
Наверняка, вы сможете вспомнить, что сюда относятся такие понятия как: религия, мораль, искусство, образование и наука.
Продолжаем вспоминать материалы из учебника или справочника и даем ответ, какая же именно форма культуры пропущена.
«Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости».
«Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Методика подготовки./О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2017.
«Основные категории морали – добро и зло. Представление о добре и зле определяет трактовку таких нравственных ценностей, как человечность, милосердие, справедливость, достоинство».
Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2018.
Как вы поняли из приведенных мною цитат, правильны ответ на это задание – МОРАЛЬ.
Давайте, для примера, прорешаем еще пару заданий из Открытого банка ЕГЭ.
Итак, разбираем по алгоритму:
1. Раздел – «Экономика», тема «Факторы производства и факторные доходы»
2. Пропущен один из факторов производства.
3. Какие бывают факторы производства и как характеризуются?
Итак, если вы смогли вспомнить данную тему, то получаем ответ на задание – ТРУД.
Несмотря на большое количество заданий из разделов «Человек и общество» и «Экономика», иногда бывают задания и из других разделов обществознания.
Вот задание из раздела «Политика», тема из кодификатора «Государство, его функции», пункт формы государства.
Это достаточно простая тема и большинство выпускников смогут легко дать верный ответ – МОНАРХИЯ.
Однако так же это хороший пример по поиску информации для экзамена в школьных учебниках.
В учебнике под редакцией Л.Н. Боголюбова для 11 классов вы по этому вопросу встретите вот такую фразу (дословно):
«Из курса обществознании в основной школе, как и из курса истории, вы знаете, что существуют разные формы государства, различающиеся по формам правления и формам территориального устройства».
Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2017.
К счастью, у меня под рукой есть учебник для 9 класса:
«Говоря о формах государства, различают форму правления – организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства – отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.
По форме правления государство может быть монархией или республикой
При монархическом правлении во главе государства стоит монарх и его власть, как правило, передается по наследству».
Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций /под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.
Не стоит забывать, что ЕГЭ – это экзамен за ВЕСЬ курс школьной программы, а не только 10-11 класс, поэтому необходимую информацию можно спокойно искать в учебниках основной школы.
Завтра я выложу еще несколько разных вариантов задания №1 для самостоятельного решения, а вечером опубликую правильные ответы.