В прошлый раз мы сосредоточили внимание на трех простых вещах, которые, с точки зрения науки, помогают детям стать умнее. Это музыка, физические упражнения и сон. Подробнее о том, как именно каждая из них влияет на мозг, можно прочитать здесь. Но это были не все лайфхаки от науки, которые развивают интеллектуальные способности детей! Вот еще достойная пятерка.
1|| Чтение детям вслух
Дети, которым родители читают в день примерно пять небольших книг (по 140-230 слов) за три года слышат на 1.400.000 (один миллион четыреста тысяч) слов больше, чем их сверстники, которым родители вообще не читают. Такое исследование провели ученые Университета штата Огайо, сравнивая детей детсадовского возраста из трех контрольных групп: а первой читали по 5 книг, во второй - по 1 и в третьей не читали книг вообще.
Разумеется, дети, которые с самого раннего детства слышат богатую речь, самым естественным образом будут пополнять свой словарный запас, будут лучше подготовлены к школе, быстрее научатся читать и писать и будут иметь гораздо больший кругозор. Возможно, пять книг не всегда реальный вариант для современных российских семей, но даже одна книга, история или ее отрывок лучше, чем ни одной. Одна небольшая книга - это 290.000 (двести девяносто тысяч) слов, которые ребенок услышит дополнительно, помимо круга своего общения, к 5 годам.
Разговорная речь, которая идет из обычного общения ребенка со взрослыми, не учитывается. Она качественно другая, отличная от книжной. Слова, которые дети слышат из книг, сложнее, разнообразнее, интереснее, реже и семантически шире, нежели слова из повседневного общения. Например, детская книга о пингвинах введет такие слова и понятия, которые родители вряд ли будут использовать в типичном разговоре.
2|| Группа сверстников и другие социальные группы
Обычно, когда речь заходит о влиянии сверстников на ребенка, мы начинаем хмуриться - потому что мы часто слышим про негативное влияние. Но положительное влияние дети тоже оказывают друг на друга, и оно-то как раз и помогает ребенку становиться умнее. Круг общения формирует мышление ребенка. А вы можете влиять на формирование круга общения. Исследования показывают, что ребенок со средними интеллектуальными данными спустя определенное время, проведенное с самыми умными детьми класса, и сам становился на порядок умнее, у него в лучшую сторону менялся рисунок речи, обогащался словарный запас, расширялся круг интересов и даже менялись приоритеты. Проще говоря, троечников во время дружбы с отличниками гораздо больше интересовала учеба и наука, околонаучные темы, троечники подтягивались в знаниях и начинали проявлять себя в выбранных областях, готовились к урокам, замотивированные на получение хороших отметок.
3|| Самодисциплина
Сила воли очень важное качество для достижения какого-либо успеха в жизни любого человека. Это качество гораздо лучше определяет успех, чем уровень IQ. Именно по наличию или отсутствию самодисциплины заранее видно учеников, которые в скором времени подтянут свои знания или успешно выступят с докладом на конференции. У самодисциплинированных и устремленных детей гораздо выше шансы попасть в специализированный класс, чем у тех, кто обладает высокими показателями IQ, но не следует привычке учиться. Так что, это хорошие новости для тех, кто не считает себя одаренным или талантливым. Просто нужно быть усердным, не отвлекаться, не лениться, добросовестно и ответственно подходить к получению знаний. Талантливые, но ленивые проигрывают самодисциплинированным, но менее одаренным.
4|| Счастье
Счастливые люди умнее, чем несчастные. Состояние счастья это состояние спокойствия, удовлетворения и уверенности для человека. В состоянии счастья мозг не отвлекается на факторы, вызывающие тревогу, не занимается решением проблем, которые делают его несчастным, а значит, может без отвлечений на раздражители посвятить себя учебному или творческому процессу. Мозговая активность увеличивается, когда человек чувствует себя довольным и счастливым. Трудно ли дать ребенку счастье? И трудно, и легко одновременно. Главный секрет счастливых детей - их счастливые родители.
5|| Вера в них
Не бойтесь хвалить ребенка, особенно, когда он действительно того заслуживает. Бывают родители, которые бояться перехвалить ребенка, что он, якобы, перестанет стараться или зазнается. Не будьте такими родителями. Вспомните себя. Когда вы лучше учились: когда родители говорили, что математика вам не по зубам и обзывали «дураком» или «тупицей» за очередную двойку, или когда подбадривали в момент творческих мук над домашним сочинением, говорили, что обязательно получится, ведь вы такой большой молодец? Наверняка, во втором случае учеба вам нравилась… Исследователи проводили эксперименты, в которых случайно выбранных детей учителя начинали больше хвалить и ставить в пример другим детям. И во всех случаях эти дети в течение эксперимента давали более высокие академические результаты, чем до его начала, а к концу эксперимента уровень их IQ повысился на 22 пункта, а у остальных детей в классе только на 10. Этот эксперимент в 1968 году проводили Розенталь и Ленор Джейкобсон, а выявленный эффект получил название «эффект Пигмалиона», но его также называют и «эффектом Розенталя». Он выражается в том, что низкие ожидания приводят к низкой производительности, но стоит только их повысить, срабатывает эффект Пигмалиона и человек становится более продуктивным и позитивно настроенным к своей деятельности и ее результатам. Хвалите детей, дорогие родители, верьте в них, и все у них получится! И это не просто так слова, а научно подтвержденные!
С вами была Настя Морозова. Будьте умничками!
Читайте также: