Привет, друзья!
Обещала я рассказать о старинной русской технике вышивания — сажения по бели. Это объемная вышивка с использованием жемчуга, перламутра, бисера или бити (бить — тонкая расплющенная проволока).
Трудно точно сказать, когда эта техника возникла на Руси. Первые найденные вещи датируются XI-XIII веком — это облачения священнослужителей и церковная утварь. Впоследствии сажение по бели пришло и в народную одежду, примерно в XVI веке.
Окунувшись совсем немного в народный костюм, я просто влюбилась в эту красоту. Посмотрите сами: выглядит невероятно красиво и богато!
Московское княжество активно закупало жемчуг и драгоценные камни в Индии, Персии, в Крыму. С XV века жемчуг стали добывать в русских реках.
В Москве существовал специальный «Жемчужный ряд», где продавали жемчуг. Крупный — штучно, мелкий - на вес.
Особо ценился «скатный» жемчуг, который «на блюдечке не стоит на месте, чем дольше катается, тем дороже стОит».
И вот что интересно. Головные уборы и украшения, выполненные в такой технике, в XVII веке носились средним сословием городов и зажиточными крестьянами. А в XIX веке крестьянские девушки и женщины тоже могли себе позволить эту красоту.
Все потому, что это характерно для северного русского костюма, а в тех местах жемчуг как раз добывался активно. Разумеется, наряжались не каждый день, а в праздники или вечером, к хороводу.
Что такое бель? Это белый льняной шнур, которым выкладывается рисунок — этакий настил. Бель закрепляется тонкими нитками по контуру. В этом особенность вышивки: рисунок располагается на уровень выше, чем фон.
Для более объемной вышивки бель скручивается, чтобы основа вышивки была потолще. А уже непосредственно на бель «сажают» нитки жемчуга, аккуратно закрепляя ниткой в промежутке между жемчужинами.
Если большой объем не нужен, две нитки бели идут параллельно, сажение делается посередине.
Не буду вас мучить подробной техникой, все-таки это не мастер-класс. Просто давайте посмотрим на красоту, созданную руками.
Вот такие кокошники — так называемые «шишаки» — носили торопецкие женщины. Количество «шишек» зависело от достатка, могло быть более 30 и даже доходить до 40.
Делались они из бересты или кожи, покрывались тканью и декорировали в технике «высокого шитья» — разновидности сажения по бели.
Стоимость знаменитых каргопольских кокошников, украшенных дорогим жемчугом, в конце XVIII века могла доходить до 60 (!!!) лошадей! Разумеется, такие вещи были только для избранных.
В XIX веке сажение по бели упростилось, вышивка стала менее трудоемкой и выполнялась по фону, лишь имитируя старинную технику.
В начале XX века стоимость кокошника составляла 50-70 рублей (примерно 1 лошадь). Если крестьянская семья не могла себе его позволить, то брали взаймы. Кокошники бережно хранили и передавали по наследству.
Сажением по бели выполнялись праздничные девичьи головные уборы — венцы (или «короны»), косники (треугольные украшения для кос), женские кокошники и ожерелья.
Ожерелья делали из нескольких шнуров бели, соединяя их по краям и украшая все тем же жемчугом, белым или прозрачным бисером.
Вот такие интересные техники декорирования использовали в русском костюме.
Подписывайтесь на канал, чтобы быть с нами!
Вам может быть интересно:
Почему жемчуг - любимое русское украшение
Зачем нужна канитель
Как выглядит крестецкая вышивка