Найти в Дзене
Нариман Масимов

Кадзуо Исигуро - "Остаток дня" (отзыв)

"Остаток дня" написал британец японского происхождения Кадзуо Исигуро и был удостоен Букеровской премии. Один из немногих моментов в истории премии, когда все члены комитета проголосовали за роман единогласно.

Книга о дворецком Стивенсоне, который рассказывает нам, а может больше себе историю своей жизни. По сюжету дворецкий Стивенсон отправляется в небольшой отпуск на автомобиле, с целью навестить, а возможно и вернуть бывшую работницу дома.

Книга очень мягко переходит от мыслей действительной реальности к воспоминаниям дворецкого, которые наполнены трудовыми буднями на фоне послевоенной жизни.

На протяжении книги Стивенсон рассуждает об отличительном качестве «великого дворецкого» - профессиональном достоинстве. Что позволяет нам понять, что за человек такой этот дворецкий.

Что приходит в голову при слове «дворецкий»? Карикатурный Бэрримор из советской адаптации детективов о Шерлоке Холмсе? Настоящий англичанин: от манер разговаривать до тяжести выбора «Какой костюм надеть?». И тут нам позволяют увидеть неуверенно, но всегда готового «пытаться» адаптироваться работника. Вот именно что пытающего. Стивенсон у Кадзуо Исигуро тепличное растение, который с неуверенностью вырывается из зоны комфорта. Он просто не видит необходимости, что-то менять. Но по мере продвижения, как только он почувствует свободу - он раскрывается.

Повествование ведется от первого лица, что позволяет вдоволь насладится речевыми оборота нашего дворецкого. Он не изменяет себе и в мыслях. Но он отдает себе отчет, что у него есть «роль», роль которую он не должен сбрасывать ни перед кем. Вся книга по большому счету рассуждения о прожитом, мысли о том где место каждого человека. Знать свое место.

Стивенсон — это какая-то рефлексия Кадзуо Исигуро его национального происхождения. И очень удачно выбрана роль дворецкого для того, чтобы показать «достоинство».

Замена простых человеческих ценностей на профессиональное возвеличивание. Поиск скрытых и явных смыслов спорных моментов в своей жизни. Попытка реабилитировать свою совесть – путем жонглирования обязанностей истинного дворецкого. Все это выглядит жалко. И все это пропитано некой честолюбием, которое, впрочем, должно было быть частью дворецкого.

«Упущенного не воротишь» - именно это фраза лейтмотив книги. Самовольное лакейство, от которого только грустно. Упущенные возможности, от которых больно щемит в груди.

Оглядываясь на прочтенное все равно главный герой нам симпатичен. Да хотелось бы громко крикнуть ему, что жизнь то проходит! И понимаешь, что видеть многое и не замечать самого очевидного – болезнь не только дворецкого Стивенсона.