Спасаемся от кровопролития научными методами. Быстро, эффективно, понятно.
Чем опасны кровососущие насекомые и как с ними бороться
Комары и мухи мешали любить лето не только Пушкину. С поэтом солидарны многие: некоторые начинают чесаться, едва услышав комариное зудение. Вдобавок кровососы могут не просто испортить летний вечер — они умеют ловко переносить болезни. Например, малярию. А еще энцефалит, несколько опасных лихорадок (например, денге и лихорадку Западного Нила) и многие другие.
По данным Минздрава, в 2017 году в РФ было зарегистрировано 93 случая малярии, причем в 99% случаях инфекцию привезли из тропиков (в основном, из Африки). Всего, по оценкам ВОЗ, в 2017 году в мире заболели малярией 219 миллионов раз. 435 000 человек умерли.
Для борьбы с неприятными и опасными кровососущими придумали разные способы.
Например, можно обработать инсектицидами водоемы и подвалы, где обитают личинки комаров. Это превентивная мера, которая поможет только тогда, когда личинки уже есть, но комары из них еще не вылупились.
Важно не пропустить нужный момент, иначе получится как в Волгограде в 2018 году: стадион к Чемпионату мира по футболу построили рядом с водой, а с обработкой от комаров опоздали (буквально на день-два). В результате полчища свежевылупившихся насекомых досаждали многотысячной армии зрителей и сотрудникам арены.
Как репелленты прячут запах человека
Но чаще всего нам приходится прятаться от комаров и другого гнуса, применяя репелленты.
Причем прятаться в буквальном смысле слова. Антикомариные спреи вовсе не отпугивают насекомых, даром что их название происходит от английского слова «repel» — «разгонять». Их задача — спрятать наш запах.
Кровососущих нахлебников привлекает наш богатый внутренний мир (с химической точки зрения), и особенно — вещество 1-октен-3-ол. Мы выделяем его с потом и при дыхании. На его запах и ориентируются всевозможные комары, слепни, клещи и их коллеги по вампиризму. За поиск пищи у них отвечает чувство обоняния. Если обрызгаться этим веществом и выйти летним вечером на улицу, к вам гарантированно слетятся все комары из радиуса гектара.
Наша задача — не накормить, а обмануть комара. Например, синтезировать 1-октен-3-ол в лаборатории, добавить его в ловушку для насекомых — и вуаля, комары сконцентрировались в западне. Но это достаточно экзотический способ, который только отвлечет некоторую часть сил противника и никак не защитит человека от укусов.
Репелленты работают по-другому: они маскируют запах 1-октен-3-ола, кровососущие насекомые нас не учуют, а значит, и не увидят в нас привлекательный объект для трапезы.
1-октен-3-ол называют ещё «грибным спиртом» — это вещество могут вырабатывать не только люди, но и плодовые тела грибов. Возможно, поэтому можно уловить сходные нотки в аромате сушёных грибов и давно немытого тела (что человеку фу, то комару деликатес) .
ДЭТА: старый, но эффективный
Маскировать запах человеческого тела могут разные вещества — как природного, так и синтетического происхождения. Официально рекомендовано к применению не очень много препаратов. Это икаридин, цитриолдиол и «золотой стандарт» — ДЭТА, самый старый синтетический репеллент.
Препарат ДЭТА (N,N-диэтил-мета-толуамид) был разработан армией США в 1946 году для снижения «небоевых потерь солдат в регионах с большим количеством насекомых».
Во времена Второй Мировой войны нелетальные потери армии от укусов насекомых (малярия, аллергия и прочие болезни) в джунглях оказались сравнимыми с потерями от ранений. Поэтому ученые и армейские доктора задумались над тем, как спасаться от вездесущего гнуса.
ДЭТА оказался не только действенным, но и простым в получении, а главное — дешевым. Поэтому военные решили с барского плеча поделиться рецептурой и со штатскими. Его зарегистрировали для гражданского использования в США в 1957 году, потом он пересек океан — и в конце концов добрался и до СССР.
На советских упаковках первоначально не указывалось название препарата. Тюбики и баночки подписывались просто и лаконично: «средство от комаров», но работали они и для защиты от клещей, клопов и других кровососущих членистоногих. Туристы-походники полюбили эти средства раньше остальных: им наконец-то больше не нужно было ходить в лесу в накомарниках и сдирать с себя кожу в попытках унять зуд.
ДЭТА можно наносить на открытые участки тела или на одежду. Правда, одежду в этом случае лучше выбирать «походную», ту, которую не жалко. Препарат может оставлять на ткани плохо отстирываемые маслянистые пятна. Концентрация ДЭТА в продаваемых препаратах колеблется от 4 до 100%.
Она, как и в случае с санскрином, не влияет на количество насекомых, которые хищно кружатся над вами. Концентрация действующего вещества определяет, в течение какого времени будет действовать защита. Если вы обрызгались продуктом, содержащим 10% ДЭТА, обновить покрытие нужно будет через полтора часа. 100%-ный N,N-диэтил-мета-толуамид способен работать 12 часов.
Если не считать уже упомянутых жирных пятен на одежде, способности растворять полимеры, не самого приятного запаха и редких случаев индивидуальной непереносимости, ДЭТА для человека не страшен. Например, если вы намазали им руки и пошли собирать малину, то можно смело есть ее прямо в процессе: вы не отравитесь тем количеством, которое перейдет с пальцев на ягоды и дальше в рот.
Нестрашная природная химия против страшной синтетической
Крестовый поход против синтетических химикатов затронул и репелленты. Например, недавно в Евросоюзе официально разрешили продавать препараты на основе природного цитриодиола. Это вещество входит в состав эфирного масла лимонного эвкалипта. «Маскировочная» способность его ниже, чем у ДЭТА, да и действует он не так долго — зато натуральный. Поэтому продажи его растут.
В отличие от ДЭТА, который только держит от нас кровососущих насекомых на расстоянии, цитриодиол может убивать клещей и мелких членистоногих.
Кстати, кроме природного цитриодиола, некоторые производители в США и Европе уже начали выпускать репеллент, на основе ментан-3,8-диола — химически синтезированного активного вещества эвкалиптового масла. Эти препараты действуют точно так же, как натуральный цитриодиол, но — кто бы мог подумать? — продаются гораздо хуже. Ведь их сделали страшные химики!
В магазинах наших широт ни цитриодиола, ни его синтетического эквивалента пока еще не было замечено. Но народная аптечка изобилует рецептами натуральных средств борьбы с насекомыми. Здесь и свечи с эфирными маслами, и сухая пижма, и даже ромашка (чего только она, горемычная, не натерпелась — и раны ей промывают, и горло полощут, и температуру сбивают, и вот теперь комаров отгоняют).
Личный опыт использования «бабушкиных методов» не вдохновляет: кажется, комаров они могут только насмешить. Поэтому вам придется выбрать: поверить химикам и использовать синтетические репелленты или экологично страдать в клубах ромашкового дыма.