Найти тему
VIKENT.RU

Методика обучения пианистов по Н.С. Звереву

Данная статья относится к Категории: Встреча Наставника-профессионала

1. Николай Зверев и студенты, слева направо, Самуэльсон, Скрябин, Максимов, Рахманинов, Черняев, Кенеман и Прессман.
1. Николай Зверев и студенты, слева направо, Самуэльсон, Скрябин, Максимов, Рахманинов, Черняев, Кенеман и Прессман.

Уроки у Зверева проходили очень интересно.

Ученики слушали друг друга, присутствуя на занятиях своих товарищей.

Нередко Зверев давал нескольким ученикам разучить одну и ту же пьесу. Каждый стремился сыграть её лучше другого.

Педагог он был строгий и приучал учеников к кропотливой и систематической работе. Обычно он требовал от них, чтобы пьеса с первого же урока разучивалась детально, игралась ему наизусть. Если находился смельчак, рискнувший не выполнить задания, то он подвергался уничтожающему разгрому и в другой раз прийти в класс неподготовленным у него пропадала всякая охота. Однако потерпевший поражение не чувствовал обиды на учителя.

Особенно строго относился Зверев к своим пансионерам. Это были наиболее даровитые ученики -
Рахманинов, Максимов и Пресман. Они жили у Зверева в течение нескольких лет. В летние каникулы ездили на дачу под Москву, в Крым или Кисловодск со своим учителем. Только когда Серёже исполнилось 15 лет, Зверев отпустил его летом навестить бабушку.

2. Рахманинов Сергей Васильевич
2. Рахманинов Сергей Васильевич

Зверев не брал денег за учение, проявлял исключительную заботу о воспитанниках. Он оплачивал педагогов, обучающих мальчиков иностранным языкам и общеобразовательным предметам. Находясь под ежедневным присмотром в консерватории и дома, ученики получали разностороннее музыкальное образование.

На квартиру к Звереву два раза в неделю приходила учительница музыки, с которой мальчики играли на двух роялях в 8 рук преимущественно симфонии и увертюры.

Однажды на весеннем экзамене Зверев предложил комиссии послушать в восьмиручном исполнении его воспитанников Пятую симфонию
Бетховена.

Я никогда не забуду позы и выражения лица
С.И. Танеева, - вспоминает Пресман, - когда мы вчетвером подошли к инструментам, сели за них и... перед нами не было нот. Он положительно вскочил с места и с ужасом спросил: А ноты?. Совершенно спокойно Зверев ответил: Они играют наизусть....

3. Композитор Сергей Иванович Танеев
3. Композитор Сергей Иванович Танеев

Хорошо ли, плохо ли мы играли, не помню, только С.И. Танеев никак не мог успокоиться и всё твердил: Да как же так?! Наизусть?. Чтобы его окончательно доконать, Зверев велел нам сыграть еще Скерцо из Шестой симфонии Бетховена, что мы с таким же успехом и исполнили.

Неизгладимое впечатление оставили у мальчиков знаменитые Исторические концерты, которые
А.Г. Рубинштейн давал в Москве в сезон 1885/86 года. Они услышали в его исполнении грандиозный цикл фортепьянных концертов, начиная с произведений клавесинистов и кончая современными композиторами. Игра великого пианиста потрясла Рахманинова. Он говорил: Вот как мы учились играть в России: Рубинштейн давал свои Исторические концерты в Петербурге и в Москве. Он, бывало, выйдет на эстраду и скажет: Каждая нотка у Шопена - чистое золото. Слушайте!. И он играл, а мы слушали. […]

4. Антон Рубинштейн около 1915 года
4. Антон Рубинштейн около 1915 года

Зверев требовал от воспитанников беспрекословного послушания, строго взыскивал за малейшую провинность, не выносил лжи, хвастовства, лени, увёрток. Несмотря на его строгость, мальчики очень любили учителя.

В гостиной Зверева стояло два рояля. Один из них предназначался для ежедневных упражнений. Имелось точное расписание занятий, которое неукоснительно выполнялось. Никакие причины не могли его нарушить.

Уроки начинались ровно в
6 утра, и тот, кто по расписанию был первым (а это случалось два раза в неделю с каждым), должен был в 6 часов уже сидеть за инструментом. Исключений не делалось даже в тех случаях, когда мальчики накануне возвращались домой ночью - после какого-нибудь концерта или спектакля. Находясь в полусонном состоянии, они играли плохо, спотыкались. Вялая игра будила Зверева. Появление его сразу приводило играющего в рабочее состояние. Естественно, что после вольной жизни в Петербурге такой суровый режим не сразу пришёлся по вкусу Рахманинову. Но вскоре он привык и более им не тяготился. От прежней шаловливости не осталось и следа.

5. Фото Tadas Mikuckis на Unsplash
5. Фото Tadas Mikuckis на Unsplash

Обстановка, в которой рос и воспитывался Рахманинов, способствовала его общему развитию. На квартире у Зверева часто собиралось интересное общество: профессора университета, видные московские адвокаты, врачи, художники, музыканты, актёры.

Зверев нередко покупал для своих воспитанников ложу в театр, ходил вместе с ними на концерты выдающихся артистов. Они бывали почти на всех премьерах Малого театра.

Василенко С.Я., Сергей Васильевич Рахманинов, Л., Государственное музыкальное издательство, 1961 г., с. 10-12.

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Источник

Изображения в статье:

1. By Alton - http://www.senar.ru/photos/group/, Public Domain,

2. By Unknown, probably Mario Nunes Vais - http://www.senar.ru/photos/, Public Domain,

3. By Unknown - Unknown, Public Domain,

4. By George Grantham Bain - http://www.bach-cantatas.com/Lib/Rubinstein-Anton.htm, Public Domain,

5. Фото Tadas Mikuckis на Unsplash